Русский язык 5 класс учебник Рыбченкова, Александрова 2 часть ответы – номер 386
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицин А.Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 386.
Что общего в словах каждой группы? Чем они различаются?
1) Синий, синь, синеть. 2) Тройка, тройной, утроить. 3) Спокойный, спокойствие, успокоиться. 4) Строить, строительный, стройка. 5) Плавать, плавательный, плавание. 6) Белый, белизна, белеть. 7) Тёмный, темнота, темнеть.
- Определите, к какой части речи относится каждое слово. Запишите сначала имена существительные, затем имена прилагательные, после чего глаголы.
Общее в словах каждой группы то, что у них один корень, который содержит общее лексическое значение. Различие заключается в выражении этого значения – предмет (существительное), признак (прилагательное), действие (глагол).
Имена существительные: синь, тройка, спокойствие, стройка, плавание, белизна, темнота.
Имена прилагательные: синий, тройной, спокойный, строительный, плавательный, белый, тёмный.
Глаголы: синеть, утроить, успокоиться, строить, плавать, белеть, темнеть.
Номер 386.
Прочитайте фрагмент повести Л. А. Кассиля «Будьте здоровы, Ваше Высочество!». Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. К словам, в которых пропущены проверяемые гласные в корне, подберите проверочные слова, запишите их рядом в скобках.
И они вместе с принцем соб..рали на берегу камешки и тщательно нат..рали их для блеска о собственные носы.
Принц, у которого на перстн.. горел большой бриллиант, а дома были золотые пояса и пряжки, усыпанные драгоценными камнями, восторженно к..дался в наб..гавшую волну, завидев в ней маленький сердолик, не больше ноготка...
Медленно брели они вдвоём у самой воды, отпрыгивая со смехом в сторону, когда ветер сд..рал с гряды прибоя клочья пены, развеивая их в брызги, и волна плюхалась под самые ноги.
И чем шумнее разгуливалось море, тем откровеннее говорили они друг с другом, потому что море заглушало слова и можно было лишь догадаться о сказанном.
1. Слова какой тематической группы объединяют текст в 1-м абзаце?
2. Какое из выделенных курсивом слов употреблено в тексте в переносном значении? Определите значение этого слова.
3. Во 2-м абзаце подчеркните разговорные слова. С какой целью автор их употребляет?
4. Как вы понимаете выражение гряда прибоя?
И они вместе с принцем собирали на берегу камешки и тщательно натирали их для блеска о собственные носы.
Принц, у которого на перстне (2 скл., п. п.) горел большой бриллиант, а дома были золотые пояса и пряжки, усыпанные драгоценными камнями, восторженно кидался (кинуть) в набегавшую (бег) волну, завидев в ней маленький сердолик, не больше ноготка...
Медленно брели они вдвоём у самой воды, отпрыгивая со смехом в сторону, когда ветер сдирал с гряды прибоя клочья пены, развеивая их в брызги, и волна плюхалась под самые ноги.
И чем шумнее разгуливалось море, тем откровеннее говорили они друг с другом, потому что море заглушало слова и можно было лишь догадаться о сказанном.
Первый и второй абзацы объединены словами тематической группы «Камни»: камешки, блеск, горел бриллиант, драгоценные камни, сердолик.
В переносном значении употреблено слово горел – сверкал, блестел, сиял.
В современном русском языке разговорным является только слово «завидев». В середине 20 века к разговорным относилось и слово «кидаться». Разговорные слова в тексте помогают автору создать образ принца как простого, обыкновенного мальчика, который ничем не отличается от простых людей.
Гряда прибоя – волна, которая вытянутой линией, напоминающей горную цепь, прибивается к берегу.
Лингвистическая задачка.
Ученик 5 класса составил такие пары слов. Кажется, он не совсем прав. Поможем ему исправить ошибки?
Драть — дру, тру — трать, беру — берить, стелю — стлать, запереть — заперу.
Ответ:Драть — деру, тру — тереть, беру — брать, стелю — стелить, запереть — запру.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.