Русский язык 5 класс учебник Рыбченкова, Александрова 1 часть ответы – номер 237

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицин А.Г.
- Часть: 1.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

Номер 237.
Определите, каким словам соответствуют данные значения. Запишите слово и его толкование.
1) Зачёсанные на лоб и подстриженные пряди волос.
2) Недорогой.
3) Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса.
4) Род коротких (не доходящих до колен) брюк.
5) Место соединения сшитых кусков ткани.
6) Длинное углубление для стока воды.
1) Зачёсанные на лоб и подстриженные пряди волос –
чёлка.
2) Недорогой –
дешёвый.
3) Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса –
шёпот.
4) Род коротких (не доходящих до колен) брюк –
шорты.
5) Место соединения сшитых кусков ткани –
шов.
6) Длинное углубление для стока воды –
жёлоб.
ш..пот, ж..лоб, деш..вый, ч..лка, ш..в, ш..рты.
Номер 237.
Прочитайте диалог, который начинается с объяснения девочки одноклассникам особенностей профессии её родителей-геологов. Почему возникли разногласия?
— Они исследуют земную кору, — объясняла Фрося одноклассникам.
— У земли не бывает коры, — сказал троечник Жмыхов. — Только у дерева.
— Бывает, — возразил отличник Петухов. — Она бывает даже у мозга.
— Это только у всяких… — ответил Жмыхов, — которые мало думают. А у тех, кто шевелит извилинами, всё в порядке.
Сам-то Жмыхов при этом шевелил извилинами не очень и не вылезал из двоек и троек. <…> Жмыхов считал, что зубрить задания, как Петухов, ниже человеческого достоинства и что знания должны приходить в голову естественным путём. Поэтому если он не понимал задачу или упражнение, то никогда не бился над их решением, а шёл, например, с отцом на рыбалку. (С. В. Востоков. Фрося Коровина)
1. Загляните в толковый словарь и сформулируйте возможный ответ на реплику Жмыхова. Так почему же возникло недопонимание между одноклассниками?
2. Работа в парах. Составьте свой диалог, в котором одноклассники размышляют о значении одного из выделенных слов.
Разногласия возникли из-за того, что Жмыхов не знает научных терминов и считает такие выражения, как «земная кора» и «кора мозга», ошибками.
Основной же причиной непонимания является то, что Жмыхов по неграмотности своей, хотя и знал значения слова «кора», но при это не представлял, с какими словами оно может сочетаться.
Ответ
Да, Жмыхов, ты прав. Слово кора имеет основное значение «наружный покров ствола деревьев». Но есть у него и второе значение – «твёрдый, отвердевший слой чего-л.; корка». И в этом значении оно часто используется в терминах. Наша планета покрыта земной корой, твердой поверхностью над мантией – расплавленной материей. Под земной корой находится, как ни странно, жидкое вещество. А в медицине существует термин «кора головного мозга». Дело в том, что поверхность мозга чем-то похожа на застывшую лаву или на болячку на коленке. Благодаря этому сходству и появился термин. При этом мозг, конечно же, никакой коркой не покрыт.
Диалог
- Вась, смотри, глупость какая: «Тройка звонкая летит»… Эти писатели вообще думают, когда пишут? Как тройка лететь может? Только если с дневником вместе.
- Ты немного не понял, Вань. Тройка – это не только оценка или написанная цифра, это еще и упряжка лошадей. Как думаешь, сколько в ней лошадок?
- Понял, не тупой. Три лошадки. Говоришь со мной, как с маленьким. Только все равно глупость. Ты где звонких лошадей видел?
- Так речь же не только о лошадях, а обо всей упряжке. И по праздникам ее украшали цветами, лентами, колокольчиками и бубенцами. Вот они и звенели, звонко-звонко.
- Вечно ты выкрутишься. Прямо как Марья Ивановна.
- Привет, Кать. Ты сколько значений слова путь нашла?
- Привет, Юль. Всего четыре, хотя учительница говорила, что их больше.
- Ты просто не в том словаре посмотрела. Я нашла 11.
- Интересно, почему так произошло?
- Наверное, в одном словаре выделены основные значения, а остальные приводятся как их оттенки, а в другом – каждое значение дано отдельно.
- Любопытно. Вот у меня основное значение «длинная полоса земли, предназначенная для движения транспорта и пешеходов».
- Да, а у меня это к этому значению подходят целых 5 значений: дорога, железнодорожная линия, пространство, по которому осуществляется транспортное сообщение, место для прохода, расстояние…
- А второе – путешествие…
- У меня оно тоже есть! И сформулировано так же.
- Значит, если мы по-разному толкуем слова, то это не ошибка?
-Значит, нет. Но надо у Марьи Иванны уточнить.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.