Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 88 (Школа России)

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
- Часть: 2.
- Год: 2023.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ
Номер 1.
Объясни название раздела. Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?
Ответ:
Изученный нами раздел называется «Природа и мы». Авторы учебника неспроста его так озаглавили. В разделе собраны произведения о животных и человеке, которые описывают интересный и увлекательный мир животных, наблюдения человека за животными, а также жизнь животных их глазами.
Этот раздел можно было бы назвать так: «Жизнь глазами животных», «Наблюдая за животными».
Номер 2.
Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного – будет использовать эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.
Ответ:
Неотъемлемой частью художественного произведения является отражение в нём чувств и переживаний его героев, а также отношения к ним самого автора. Для того, чтобы их точнее передать читателю, автор использует различные средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения. В научно-познавательном тексте этого нет. Он несёт в себе точную справку и информацию о чём-либо и используется для расширения кругозора и обучения.
Так, на протяжении всего рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» автор делится с нами своими мыслями, чувствами и переживаниями. Тем самым мы понимаем отношение писателя ко всему происходящему. Используя эпитеты гордая, настоящая, особенная, царская, автор подчёркивает особый характер лебедя, описывая его.
В своём произведении «Лебёдушка», описывая животных и растений, С. А. Есенин прибегает к бесчисленному количеству эпитетов: лес тёмный, покрывала златотканые, тёмные заросли, белоснежная лебёдушка, ватага стройная, трава шелковая, трава душистая, цветы лазоревы, день весёлый, детки малые, позволяющих представить картину выразительной и красочной.
Кроме того, поэт использует следующие метафоры, сравнивая цветы лилий с головками , лебёдушку с зоренькой и позволяющие читателю ярче представить образы в произведении.
В своём произведении «Выскочка» М. М. Пришвин использует следующие метафоры: рожки, колечком, чеснок, давая описание Вьюшки. Тем самым мы понимаем, как интересно и задорно выглядела собака.
В своём произведении «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьев, повествуя историю про стрижей, описывает диалоги между стрижами, а также между стрижами и мальчишками, наделяя птиц человеческими качествами.
Таким образом, описания животных и природы в художественных текстах делает их яркими, красочными и эмоциональными благодаря средствам художественной выразительности.
Номер 3.
Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Д. Н. Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш благополучно добрался до места зимовки? Придумай продолжение рассказа.
Ответ:
В произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» Тарас волнуется, что лебедь не сможет преодолеть большое расстояние, летя на юг с новой стаей.
Мне же очень хочется думать, что Приёмыш выжил и добрался до места зимовки. Поэтому мой рассказ будет иметь следующее продолжение.
Продолжение рассказа «Приёмыш»
– Эх, теперь никогда уже не узнаешь, долетел Приёмыш или нет, – с горечью вздохнул я.
– И то верно, – еле проговорил Тарас.
Через год я снова заехал к Тарасу. Подойдя к дому, ко мне опять выбежал Соболько и бодро завилял хвостом.
Мы сели пить чай. Тарас первый завёл разговор:
– А помнишь Приёмыша, которого я в прошлом году отпустил на волю?
– Конечно, помню! – ответил я с интересом, понимая, что Тарас сейчас что-то расскажет про лебедя.
– Он был тут, на Светлом.
Я посмотрел в глаза Тарасу с ещё большим удивлением.
– Да, его Соболько узнал. На перелёте с юга какая-то стая лебедей резвилась на озере несколько дней. Я видел их издали. Но подходить не стал. Уж больно сердцу горько вспоминать Приёмыша. Даже не думал, что эта та самая стая. А тут Соболько бежит ко мне, лает, хвостом виляет. Дескать, иди сюда. Я и пошёл за ним.
Гляжу, лебедь мой бежит сам ко мне. По крылу его серому узнал его сразу. Все белые, а у этого крыло одно с серыми перьями. Я и обмер сразу: подрос, большой стал, узнал меня!
– И где же он сейчас?
– А дальше они со стаей полетели. Пока тут были на Светлом, в дом ко мне заходил, кормил я его. А потом дальше полетел Приёмыш мой. Лучше ему там, со своими. Обратно полетят, дай Бог, опять встретимся. – радостно ответил Тарас.
И так мне легко на душе стало, услышав это. Уж очень в душу мою запал тогда этот лебедь, которого приютил Тарас.
Номер 4.
Подготовься к пересказу рассказа М. М. Пришвина «Выскочка». Подумай, какой пересказ ты выберешь: краткий, подробный, выборочный или творческий. Какой вид плана ты составишь: вопросный, цитатный, номинативный?
Ответ:Составим творческий пересказ произведения М. М. Пришвина «Выскочка» от лица собаки. Для этого воспользуемся цитатным планом в виде оформления цитат из самого художественного произведения.
Цитатный план
- «С берегов Бии».
- «Всем нравится».
- «Две косточки».
- «И унесла косточку».
- «Отнять вторую».
- «В семье не без урода».
- «Подскакала к самой Вьюшке».
- «Хорошо поняла замысел Выскочки».
- «В это мгновение».
- «Ничего сорочьего».
Выборочный пересказ от лица Вьюшки
Меня зовут Бия. Однажды я переехала жить с берегов Бии в другое место. И там все стали меня звать Вьюшкой.
На новом месте я мало охотилась, зато прекрасно служила сторожем. Я всем нравилась: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Однажды от обеда достались мне две косточки.
Получив их, я вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, подлетели сороки. Когда я повернула голову к одной – другая сорока унесла одну.
Недолго думая, эти сороки захотели отнять у меня и вторую кость.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
На свой страх и риск она подскакала прямо к моему носу, думая, что я глупая, брошусь на нее, выброшу кость, она же изловчится и кость унесет.
Я сразу поняла её замысел и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя наступали шесть умных сорок.
Это мгновение, когда я отвернула голову, Выскочка и улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, как я схватила её за хвост и кость выпала…
Сорока вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у меня в зубах и торчал длинным острым кинжалом.
Ничего сорочьего теперь не осталось в этой птице!
Номер 5.
Если бы тебя попросили озаглавить рассказ Н. Ю. Дуровой, какое название ты бы ему дал? Какое заглавие придумал твой друг? Обсудите.
Ответ:
Обсудив, мы решили дать другие названия рассказу Н. Ю. Дуровой «И заяц способен на подвиг».
Мой друг решил озаглавить рассказ так: «Как заяц спас свинкам жизнь». А я предложил следующее: «Заяц-герой».
На наш взгляд, оба названия являются верными и отражают тему произведения.
Номер 6.
Вспомни рассказ В. П. Астафьева «Капалуха», который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.
Ответ:
Произведение В. П. Астафьева «Капалуха» близко с произведением «Стрижонок Скрип». В обоих рассказах идёт речь о большой материнской любви к своим детям, когда птицы заботятся о своём потомстве, выхаживают его ценой собственной жизни.
Кроме того, в обоих рассказах мальчишки, играя, вмешиваются в природу, подходя к птичьим гнёздам и норкам, и не задумываются о последствиях своих действий.
Автор неспроста пишет об этом. Своими произведениями В. П. Астафьев показывает нам силу материнской любви. Кроме того, он учит нас бережно и ответственно относиться к природе.
Номер 7.
Подготовь научно-познавательный текст о стрижах. Найди информацию в энциклопедии, справочнике, Интернете.
Ответ:
Подготовим научно-познавательный текст о стрижах, используя информацию в энциклопедии, справочнике и Интернете.
Стрижи
В природе обитает около 80 видов стрижей. Есть как перелетные виды, так и оседлые. Живут они в основном стаями. Гнездятся колониями, которые могут достигать нескольких тысяч пар. Активны с утра до вечера. Живут на всех материках, кроме Антарктиды и нескольких островов.
Клюв острый и короткий, глаза темные. Крылья длинные и изогнутые, хвост прямой или вильчатой формы. Ноги слабые и маленькие. Четыре пальца ноги направлены вперед, коготки острые. В окрасе преобладают серые и черные цвета, есть и белый цвет. Самцы и самки не имеют различия по внешнему виду.
Стрижи делают свои гнезда на деревьях, в расщелинах скал, в дуплах, пещерах и норах. Живут в городах, лесах, пустынях и горах. Создают пары на всю жизнь.
Основу питания всех стрижей составляют насекомые и пауки, которых птицы добывают исключительно на лету. В основном это «воздушный планктон» – плохо летающие мелкие насекомые, пассивно дрейфующие в воздушных потоках.
Номер 8.
Что в произведении В. П. Астафьева является художественным вымыслом, а что автор подметил, наблюдая за стрижами?
Ответ:
В произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» используются как вымышленные эпизоды, придуманные воображением и фантазией автора, так и события, которые могли случиться в реальной жизни.
Так, описание стрижей, их повадки, сезонные перелёты, поступки рыбацких мальчишек могут быть вполне реальными. История про Скрипа, диалоги стрижей между собой, между мальчиками и стрижами при прощании являются домыслами автора произведения. Повествуя историю про стрижей, писатель оживляет её. Сухие факты, которые мы можем узнать из энциклопедии, преподносятся красочно, ярко, интересно и увлекательно.
Номер 9.
Расскажи, какими справочниками или энциклопедиями ты пользуешься. Составь их список.
Ответ:
Я пользуюсь следующими энциклопедиями и справочниками:
- Моя первая энциклопедия.
- Животные. Полная энциклопедия.
- Динозавры. Лучшая детская энциклопедия.
- 100 тайн динозавров. Энциклопедия.
- Микромир. Детская энциклопедия.
- Новая детская энциклопедия.
- Атлас-определитель.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.