Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 71 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 71, 2023 год.

Номер 1.

Поделитесь друг с другом своими впечатлениями о прочитанном стихотворении. Что произвело самое сильное впечатление?

Ответ:

    Произведение С. А. Есенина «Лебёдушка» произвело на меня глубокое впечатление. В нём поэт ярко и образно описывает картину, в которой лебёдушка, сохраняя жизнь своим лебежатушкам, принимает на себя смерть от молодого орла.
    Ранним солнечным утром тихо и спокойно. Лебёдушка со своими лебежатушками выходят на луг пощипать душистую травку:
    Выходили лебежатушки
    Теребить траву-муравушку,
    И росинки серебристые,
    Словно жемчуг, осыпалися.
    А кругом цветы лазоревы
    Распускали волны пряные
    И, как гости чужедальние,
    Улыбались дню весёлому.

    Но не видит лебёдушка приближение беды. Пока ничего не предвещает несчастья.

    Но вскоре приближение надвигающейся тёмной тучи подсказывает, что должно что-то произойти:
    «Но не чуяла лебёдушка,
    Не видала оком доблестным,
    Что от солнца золотистого
    Надвигалась туча чёрная…»


    А в это время молодой орёл своим зорким глазом уже ищет жертву:
    Молодой орёл под облаком
    Расправлял крыло могучее
    И бросал глазами молнии
    На равнину бесконечную.


    Эпизод, в котором лебёдушка, увидев врага, быстро принимает решение спрятать деток под своими крыльями, приняв на себя страшную смерть от орла, вызывает восхищение:
    В это время лебедь белая
    Оглянула гладь зеркальную
    И на небе отражавшемся
    Увидала крылья длинные.
    А орёл, взмахнувши крыльями,
    Как стрела на землю кинулся,
    И впилися когти острые
    Прямо в шею лебединую.


    Мне впечатлило это произведение. Своим стихотворением С. А. Есенин показал смелость, храбрость и безграничную любовь матери к своим детям.

Номер 2.

Чем стихи Есенина напоминают тебе народную песню или сказку? Найди в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

Ответ:

    Мелодичное и певучее произведение «Лебёдушка» по своему ритму напоминает народную былину. В ней тоже отсутствует рифма. С другой стороны, стихотворение можно сравнить со сказкой. В ней также можно найти завязку, развитие событий, кульминацию и развязку.
    Кроме того, в произведении поэт использует устаревшие слова: златотканые, чужедальние, дозорила, хоронились, помертвелыми, а также другие слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях: зорюшка, зоренька, лебежатушки, лебёдушка, трава-муравушка, скрывалася, резвилися, притаилася, встрепенулася, схоронилися, шепталися.
    Таким образом, произведение С. А. Есенина «Лебёдушка» напоминает народную песню или сказку.

Номер 3.

Перечитай начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Найди эпитеты, сравнения и метафоры (со словами «как», «словно»). Как они помогают описать красоту наступающего утра? Предвещало ли оно беду?

Ответ:

    В начале произведения С. А. Есенина «Лебёдушка» автор описывает картину, в которой лебёдушка со своими лебежатушками выходят на луг, чтобы пощипать душистую травку.
    Ранним солнечным утром тихо и спокойно:
    Из-за леса, леса тёмного,
    Подымалась красна зорюшка,
    Рассыпала ясной радугой
    Огоньки-лучи багровые.

    Загорались ярким пламенем
    Сосны старые, могучие,
    Наряжали сетки хвойные
    В покрывала златотканые.

    А кругом роса жемчужная
    Отливала блёстки алые,
    И над озеро серебряным
    Камыши, склонясь, шепталися.

    В это утро вместе с солнышком
    Уж из тех ли тёмных зарослей
    Выплывала, словно зоренька,
    Белоснежная лебёдушка.

    Позади ватагой стройною
    Подвигались лебежатушки,
    И дробилась гладь зеркальная
    На колечки изумрудные.

    И от той ли тихой заводи,
    Посередь того ли озера,
    Пролегла струя далёкая
    Лентой тёмной и широкою.

    Уплывала лебедь белая
    По ту сторону раздольную,
    Где к затону молчаливому
    Прилегла трава шелковая.

    У побережья зелёного,
    Наклонив головки нежные,
    Перешёптывались лилии
    С ручейками тихозвонными.

    Как и стала звать лебёдушка
    Своих малых лебежатушек
    Погулять на луг пестреющий,
    Пощипать траву душистую.

    Выходили лебежатушки
    Теребить траву-муравушку,
    И росинки серебристые,
    Словно жемчуг, осыпалися.

    А кругом цветы лазоревы
    Распускали волны пряные
    И, как гости чужедальние,
    Улыбались дню весёлому.

    И гуляли детки малые
    По раздолью по широкому,
    А лебёдка белоснежная,
    Не спуская глаз, дозорила.


    Но не видит лебёдушка приближение несчастья. Пока ничего не предвещает беды.
    Описывая красоту раннего утра, С. А. Есенин использует разные средства художественной выразительности.
    Так, использование бесчисленного количества эпитетов: лес тёмный, красна зорюшка, ясная радуга, сосны старые, могучие, покрывала златотканые, роса жемчужная, тёмные заросли, белоснежная лебёдушка, ватага стройная, гладь зеркальная, колечки изумрудные, лента тёмная и широкая, сторона раздольная, затон молчаливый, трава шелковая, побережье зелёное, ручейки тихозвонные, трава душистая, росинки серебристые, цветы лазоревы, гости чужедальние, день весёлый, детки малые, раздолье широкое позволяет представить картину выразительной и красочной.
    Кроме того, поэт использует следующие метафоры: огоньки-лучи, пламя, покрывала, гладь, лента, головки, гости и сравнения: словно зоренька, словно жемчуг, позволяющие читателю ярче представить образы в произведении.

Номер 4.

Как автору удаётся показать, что лебёдушка была хорошей матерью? Как поэт относится к ней? В каких словах это передаётся?

Ответ:

    В произведении С. А. Есенина «Лебёдушка» автор показывает нам безграничную любовь матери к своим детям.
    Выведя лебежатушек на широкий луг, чтобы пощипать травку, лебёдушка не спускает с них глаз:
    И гуляли детки малые
    По раздолью по широкому,
    А лебёдка белоснежная,
    Не спуская глаз, дозорила.

    Она хорошая мать, которая любит своих детей и заботится о них.

    Эпизод, в котором лебёдушка, увидев врага, быстро принимает решение спрятать их под своими крыльями, приняв на себя страшную смерть от молодого орла, вызывает восхищение:
    В это время лебедь белая
    Оглянула гладь зеркальную
    И на небе отражавшемся
    Увидала крылья длинные.

    А орёл, взмахнувши крыльями,
    Как стрела на землю кинулся,
    И впилися когти острые
    Прямо в шею лебединую.


    Читая стихотворение С. А. Есенина, мы замечаем, с какой теплотой и нежностью относится автор к своей героине. Он сравнивает её с зоренькой, называет белоснежной:
    В это утро вместе с солнышком
    Уж из тех ли тёмных зарослей
    Выплывала, словно зоренька,
    Белоснежная лебёдушка.


    Видно, что автору искренне жаль лебёдушку. Заключительные строки стихотворения это особенно подчёркивают, когда мы читаем про минуты жизни лебёдушки, смотрящей в последний раз на своих детушек:
    Побежали детки к озеру,
    Понеслись в густы заросли,
    А из глаз родимой матери
    Покатились слёзы горькие…

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.