Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 56 (Школа России)

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
- Часть: 2.
- Год: 2023.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

Номер 9.
Как меняется интонация в третьей строфе стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…»? Почему это происходит? Как ты прочитаешь четвёртую строфу?
Меняется ли интонация в произведении «Наши царства»? Когда и почему? Какие средства художественной выразительности использует автор?
Стихотворение М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…» следует читать с особой интонацией.
В своём произведении, в первых двух строфах, автор рассказывает о местах возле реки Ока, где прошло детство поэтессы. Эти строки следует читать мягко и неспешно:
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;
Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.
Но к третьей строфе мы видим, как меняется интонация. Автор с теплотой описывает беззаботное время, когда каждое время суток было прекрасным, когда любая обыденная вещь была сказочной и важной:
О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.
Эту строфу следует читать с теплотой в голосе и лёгкой грустью.
Последние строки, в которых М. И. Цветаева задаёт риторический вопрос, куда именно ушло её детство, зная, что его уже никогда не вернуть, следует читать с отчаянием, усилением грусти и печали в голосе:
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…
Особого внимания в стихотворении заслуживает рифмовка строк в четверостишии, когда созвучны первая и последняя, а также вторая и четвёртая строки. Она необходимо для создания общей звуковой композиции, сопровождающей тёплое и одновременно печальное настроение автора.
В своём стихотворении поэтесса использует разные средства художественной выразительности: эпитеты: сонные углы, царственный сарай, сравнения: утро было рай, шпагами лопаты, замком сарай и олицетворения: тропинка бежит, Ока лениво движется, удары поют, мальвы качаются.
В стихотворении М. И. Цветаевой «Наши царства» говорится о царственных владениях двух героинь произведения. Это волшебный мир природы, принадлежащий двум девочкам-феям, удивительный и красивый:
Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Главные героини воображают себя феями, владения которых разделяет тёмный лес:
Мы обе – феи, добрые соседки,
Владенья наши делит тёмный лес.
Попадая в царства, девочки наслаждаются жизнью:
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Эти строфы следует читать с радостью в голосе, чтобы дать возможность почувствовать читателю осознание счастья далёкого детства.
Феи радуются беззаботному времени, им хорошо и весело. В своих царствах девочки отдыхают, сражаются, танцуют, бегают:
Нам хорошо. Пока ещё в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели,
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!
Это четверостишие, сопровождающееся восклицательной интонацией, следует читать с усилением радости и блаженства.
Но к последней строфе ситуация меняется. Феи становятся снова девочками, им нужно вновь возвращаться в обычную жизнь, где их ждут родители.
Интонация снова становится спокойной и умиротворённой:
Но день прошёл, и снова феи – дети,
Которых ждут и шаг которых тих…
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещё невзрослый передаст ли стих?
В этом стихотворении поэтесса также использует разные средства художественной выразительности: эпитеты: добрые соседки, тёмный лес, дикие девочки, сравнения: обе – феи, деревья – качели и олицетворения: облачко белеет, день прошёл.
Номер 10.
С произведениями каких поэтов ты познакомился в данном разделе? Какое стихотворение тебе особенно запомнилось? Почему? Какие мысли хотел передать нам автор?
Ответ:
В данном разделе я познакомился с произведениями М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…» и «Наши царства», а также со стихотворением С. А. Есенина «Бабушкины сказки».
Из прочитанных произведений меня особенно впечатлило стихотворение М. И. Цветаевой «Наши царства», в котором повествуется о царственных владениях двух героинь произведения. Это волшебный мир природы, принадлежащий двум девочкам, удивительный и красивый. Они воображают себя феями, владения которых разделяет тёмный лес. Они радуются беззаботному времени, феям хорошо и весело. В своих царствах они отдыхают, сражаются, танцуют, бегают, наслаждаются жизнью. Но ближе к вечеру феи снова превращаются в обычных девочек, которых ждут родители.
Читая это стихотворение, я сразу представляю себя и свою сестру в деревне, куда нас каждое лето привозят отдыхать к бабушке. Там речка, поля, луга, подсолнухи и бескрайнее голубое небо с пушистыми облаками. Мы строим шалаши из веток, воображаем себя героями фильмов. Мы наслаждаемся жизнью, нам хорошо и весело. Но приходит время, и лето заканчивается. И вот опять становимся обычными школьниками, которым уже не до игр.
Номер 11.
Сравни стихотворения, которые ты прочитал в этом разделе. Одинаковые ли чувства они вызывают?
Ответ:
В данном разделе я познакомился с произведениями М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…» и «Наши царства», а также со стихотворением С. А. Есенина «Бабушкины сказки».
Все три произведения вызывают у меня схожие чувства – одновременную радость, грусть и печаль. В них авторы вспоминают своё счастливое детство. С. А. Есенин радостью и теплотой описывает время, когда он слушал волшебные сказки бабушки, которые уносили его в чудесный мир фантазии. М. И. Цветаева вспоминает радостные годы, когда она наслаждалась жизнью, ходя по берегам Оки, была настоящей феей своих царственных владений. Но детство прошло и, к сожалению, авторы уже никогда не смогут побывать беззаботными детьми. От этого грустно и печально. Теплоту ушедших дней теперь хранит память.
Номер 12.
Вспомни, что такое описание и повествование. Подумай, какие из прочитанных произведений этого раздела являются описаниями природы, чувств поэта, а в каком произведении главным становится повествование о событиях из жизни героев.
Ответ:
Для ответа на этот вопрос вспомним, что является описанием и повествованием.
Итак, описание изображает людей, животных и природу, а повествование – события и действия, о которых идёт речь в произведении.
Произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Ёлка», С. А. Есенина «Бабушкины сказки» относятся к текстам-повествованиям.
Стихотворения М.И. Цветаевой относятся к текстам-описаниями, так как в них описывается природа. Но в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка…» мы видим и элементы повествования – тропинка бежит, колокола звонят, дни ушли. Элементы повествования присутствуют и в стихотворении «Наши царства» – лежим, смотрим, день прошёл, снова дети.
Номер 13.
Назови произведения, где главным становится повествование о событиях из жизни героя.
Ответ:В произведениях Б. С. Житкова «Как я ловил человечков» и М. М. Зощенко «Ёлка» главным становится повествование о событиях из жизни героя.
Номер 14.
В каких стихотворениях используется приём сравнения?
Ответ:
В произведениях М. И. Цветаевой «Наши царства» и «Бежит тропинка с бугорка…» используется приём сравнения.
Так, в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка…» поэтесса использует следующие сравнения: утро было рай, полдень рай, шпагами лопаты, замком сарай. В стихотворении «Наши царства» поэтесса использует такие сравнения: обе – феи, деревья – качели.
Их использование позволяет автору добиться красочности и выразительности при создании текста стихотворения.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.