Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 46 (Школа России)

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
- Часть: 2.
- Год: 2023.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

Номер 5.
Определи основную мысль (идею) произведения К. Г. Паустовского. В чём она заключается?
Ответ:Главная мысль произведения К. Г. Паустовского, на мой взгляд, заключается в том, что нужно любить и ценить жизнь и её прекрасные моменты: детство, природу, людей. Кроме того, К. Г. Паустовский своим произведением показывает нам, что память об этих моментах может жить вечно.
Номер 6.
Подготовь разные виды пересказа.
- Вспомни, что такое выборочный пересказ. Обсудите с другом, какие темы могут быть использованы для пересказа: рассказ о Дагни Педерсен, встреча Грига с Дагни, сцена в театре.
- Вспомни, что такое подробный пересказ. Составь план для подробного пересказа. Определи содержание каждой части плана, назови опорные слова.
- Вспомни, что такое краткий пересказ. Определи основные события.
- Вспомни, что такое творческий пересказ. Подумай, от лица кого ты хотел бы пересказать произведение: Дагни, Грига, тёти или дяди Дагни. Отбери в тексте материал для творческого пересказа.
Вспомни, что такое выборочный пересказ. Обсудите с другом, какие темы могут быть использованы для пересказа: рассказ о Дагни Педерсен, встреча Грига с Дагни, сцена в театре.
Вспомним, что такое выборочный пересказ.
Выборочный пересказ – пересказ, при котором подробно и исчерпывающе описывается какой-либо эпизод или фрагмент произведения.
Возьмём для выборочного пересказа сцену в театре.
Выборочный пересказ сцены в театре
Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Это означало заход солнца.
Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Ей виделось множество картин, которые были похожи на сны. Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя.
Дагни уточнила у дядюшки Нильсона, кто её звал. Но дальше человек во фраке повторил, что сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она нагнулась и закрыла лицо ладонями. Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок.
Мелодия росла, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Дагни видела свой лес, свою родину, свои горы и песни рожков и шум ее моря. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке.
Дагни поняла, что это был он! Тот седой человек, что помог ей донести корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! Теперь она поняла, о каком подарке говорил человек. Дагни плакала.
Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимет друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
Вспомни, что такое подробный пересказ. Составь план для подробного пересказа. Определи содержание каждой части плана, назови опорные слова.
Вспомним, что такое подробный пересказ.
Подробный пересказ – детальный пересказ произведения.
Составим план для подробного пересказа, определим содержание каждой части плана, назвав опорные слова.
План подробного пересказа
- Прогулки композитора в осеннем лесу (Эдвард Григ, Берген, грибной воздух, шелест листьев, шум прибоя весёлое эхо).
- Маленькая девочка с двумя косичками (дочь лесника, корзина с еловыми шишками, осенний наряд природы).
- Знакомство Грига с Дагни Педерсен (ответы вполголоса, мамина кукла, зеленоватые зрачки).
- Обещание, данное композитором (интересная вещь, лет через десять, узнаешь потом, не разобью).
- Прощай, Дагни (добежишь сама, Хагеруп, напишу музыку).
- Дом композитора (всё убрал из дома, жилище дровосека).
- Музыка для Дагни (белые и чёрные клавиши, крепкие пальцы, больше месяца).
- Что видел композитор в музыке (нежный ветер, раннее утро, жизнь удивительна и прекрасна).
- Каждый слушал по-своему (синицы, матросы, прачка, сверчок, падавший снег, Золушка).
- В гости к тёте Магде (восемнадцать лет, погостить, театральная портниха, комната тётушки Магды).
- Сборы на концерт (платье из шелковистого мягкого бархата, бледность лица).
- Концерт начался (выстрел, симфоническая музыка, множество картин, похожих на сны).
- Объявление композиции (человек во фраке, боль в груди, слёзы).
- Ничего не слышит сначала (буря, пастуший рожок).
- Мелодия растёт (её лес, её родина, её горы, шум её моря, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей).
- Это был он (седой человек, великий композитор, слёзы благодарности).
- Счастье и блеск зари (знакомый голос).
Вспомни, что такое краткий пересказ. Определи основные события.
Вспомним, что такое краткий пересказ.
Краткий или сжатый пересказ – пересказ, в котором кратко описываются основные происходящие события.
Определим основные события и составим план краткого пересказа произведения.
План краткого пересказа произведения
- Девочка с корзиной еловых шишек.
- Создание музыкальной композиции.
- Поездка в гости к тёте Магде.
- Долгожданный подарок.
Вспомни, что такое творческий пересказ. Подумай, от лица кого ты хотел бы пересказать произведение: Дагни, Грига, тёти или дяди Дагни. Отбери в тексте материал для творческого пересказа.
Я бы хотел пересказать это произведение от имени композитора Эдварда Грига. Материалом для творческого пересказа будет служить отрывок произведения на страницах 37 – 42 учебника.
Творческий пересказ произведения от имени композитора Эдварда Грига
Я люблю проводить осень в лесах около Бергена.
Эти леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
Однажды я встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
Я спросил, как её зовут. И девочка ответила, что её зовут Дагни Педерсен. Я заметил, что у нее зеленоватые зрачки, а в них поблескивает огоньками листва.
Жаль, но в тот момент мне нечего было ей подарить. И тогда я придумал, что подарю Дагни одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
Дагни даже всплеснула руками. Ей очень хотелось прямо сейчас узнать, о каком подарке идёт речь.
«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой я и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:
– Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.
Дагни вздохнула и протянула мне корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.
Когда среди деревьев показался дом лесника, я сказал, чтобы дальше Дагни шла сама, но сначала узнал у неё имя отца:
– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдете к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять ее в руки.
Я ответил, что мне некогда.
Я пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела мне вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.
«Я напишу музыку, – решил я. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
В Бергене все было по-старому.
Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – я давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и я не решаюсь его выбросить.
Друзья говорят, что мой дом похож на жилище дровосека. Его украшает только рояль. Рояль может петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под моих крепких пальцев, тоскуют, смеются, гремят бурей и гневом и вдруг сразу смолкают.
Я писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца.
Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром. Вскоре пошел снег. Я видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.
Я писал и видел, как навстречу мне бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает меня за шею и прижимается горячей щекой к моей седой небритой щеке. Я писал и видел, как рассказываю ей, что видел удивительную и прекрасную жизнь.
Я думал так и играл обо всем, что думал. Я подозревал, что меня подслушивают. Я даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
Каждый слушал по-своему. Но этих слушателей я ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
Номер 7.
Найди в тексте описание осени, зимы, белых ночей. Использует ли писатель приёмы сравнения и олицетворения? Приведи примеры.
Ответ:
В своём произведении «Корзина с еловыми шишками» К. Г. Паустовский красочно описывает осень, зиму и белые ночи.
При описании осени автор мастерски использует средства художественной выразительности.
Так, описывая осенний лес, К. Г. Паустовский наделяет его свойствами живого человека, используя олицетворения. Его мох разрастается и свешивается, эхо ждёт, чтобы подхватить и швырнуть, а осенние листья дрожат даже от птичьего свиста. Он сравнивает мох с зелёными прядями, а весёлое эхо с птицей-пересмешником. Эпитеты грибной воздух, зелёные пряди, весёлое эхо, тоненькие листья, осенний наряд, кованые листья делают описание осени красочнее и выразительнее:
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить звук и швырнуть его через скалы.
Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.
Описывая зиму, автор тоже прибегает к олицетворениям. Его туман живой, он закутал город по горло, а живой снег косо летит, цепляясь за верхушки деревьев:
Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром. Вскоре пошёл снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Описывая лето, К. Г. Паустовский оживляет белые ночи, используя олицетворение стояли:
Был тёплый июнь. Стояли белые ночи.
Номер 8.
Попробуй придумать сравнения и олицетворения, с помощью которых ты мог бы описать осень или зиму.
Ответ:
Для описания осени я мог бы использовать следующие олицетворения: зима врывается, бесится, злится, свирепствует, буйствует, беснует, буянит, снег накрывает, прячет поля, кроет землю, кружится, танцует, наделяя зиму свойствами живого. Сравнения: королева, сказка, серебро, ледяной город, хрусталь, белые кружева позволят описать зиму красочнее и ярче.
Для описания осени я мог бы использовать такие олицетворения: унылый взгляд, лес плачет, шумит, грустит, голые деревья, листья шумят, осень подкралась и следующие сравнения: золотое ожерелье, сказочный терем, золотая красавица.
Номер 9.
Составьте с друзьями литературно-музыкальную композицию. Используйте музыку Грига. Подберите стихотворения, которые подходят по настроению к музыке.
Ответ:
Для создания литературно-музыкальной композиции возьмём композицию Op.47 №3 Эдварда Грига.
Лучше всего под музыку подойдёт прочтение стихотворения А. А. Фета «Осенняя роза», А. А. Блока «Осенний вечер, И. А. Бунина «Осень».
А. А. Фет «Осенняя роза»
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
А. А. Блок «Осенний вечер»
Осенний вечер так печален;
Смежает очи тающий закат…
Леса в безмолвии холодном спят
Над тусклым золотом прогалин.
Озёр затихших меркнут дали
Среди теней задумчивых часов,
И стынет всё в бесстрастьи бледных снов,
В покровах сумрачной печали!
И. А. Бунин «Осень»
Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст, и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне —
И засеребришься
Прежде всех к весне.
Номер 10.
Побеседуйте с другом на тему «Я люблю слушать музыку». Используйте вопросы:
1. Любишь ли ты слушать музыку?
2. Ты слушаешь музыку один или в компании?
3. Какую музыку ты предпочитаешь слушать: радостную или грустную; громкую или тихую; торжественную или спокойную?
Можно составить следующий диалог:
– Ярослав! Ты любишь слушать музыку?
– Конечно, музыка – это одно из моих любимых занятий. А ты?
– Я тоже очень люблю слушать музыку. А ты слушаешь один или в компании?
– Я обычно слушаю музыку в одиночестве, чтобы полностью погрузиться в атмосферу композиции. А ты, Егор?
– Я тоже чаще всего слушаю музыку, когда сижу один в комнате. Какую музыку ты предпочитаешь?
– Я предпочитаю разную музыку, это зависит от настроения. Иногда слушаю радостную и весёлую музыку, иногда грустную и меланхоличную. А ты?
– Я тоже. Иногда мне нравится слушать тихую и спокойную музыку, когда хочется погрустить, а вот громкую предпочитаю на спортивных мероприятиях. А ты слушаешь торжественную?
– Моя мама любит торжественную.
– И моя тоже.
– О, у наших мам тоже похожие музыкальные вкусы! Как же я люблю музыку! Она действительно способна передать и подчеркнуть наши эмоции!
– Согласен, музыка – это удивительный способ выражения себя и наших чувств. А в какой момент ты чаще всего слушаешь музыку?
– Обычно я слушаю музыку, когда занимаюсь спортом, помогаю маме в уборке или просто отдыхаю. Она делает мою жизнь ярче и насыщенней. Мне с ней легче переживать трудности или, наоборот, радостные эмоции.
– Да, музыка может сделать обычные моменты жизни более запоминающимися и приятными. Я рад, что мы оба любим музыку!
– И я!
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.