Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 26 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 26, 2023 год.

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

Номер 1.

Как ты понимаешь название этого раздела?

Ответ:

    Пройденный нами раздел называется «Делу время – потехе час».
    В историческом контексте значение этой пословицы означало то, что всему должно быть своё время, нужно вовремя работать и вовремя отдыхать.
    Современное значение трактует её как то, что упорному и усердному труду нужно отдавать много времени. И только после эффективной работы, можно потратить время на отдых.
    Произведения, представленные в данном разделе, наиболее ярко раскрывают смысл названия раздела.

Номер 2.

Как ты думаешь, можно ли дать этому разделу другое название (заголовок)? Например:

Ответ:

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо объяснить значение представленных выше пословиц. Сделаем это.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    Это означает то, что время всегда очень долго тянется, бездельничая. Работая, человек не замечает, как быстро проходит его день.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
    Это говорит о том, что человек, обладающий знаниями, всегда найдёт себе работу.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
    Это означает то, что время всегда очень долго тянется, бездельничая. Работая, человеку не останется времени, чтобы скучать.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
    Эта пословица говорит о том, что нужно ежедневно трудиться. Можно отложить время на отдых, но нельзя отложить время на труд. Только упорный и усердный труд поможет добиться должного результата.
    Из всех пословиц последняя наиболее точно отражает главную мысль представленных произведений раздела.

Номер 3.

Перечисли произведения, которые ты прочитал в этом разделе. Можно ли сказать, что это юмористические рассказы? Докажи свою точку зрения. В каких названиях произведений отражена тема (о чём говорится произведении), а в каких идея (главная мысль)?

Ответ:

    В данном разделе я прочитал следующие произведения: «Сказку о потерянном времени» Е. Л. Шварца, «Главные реки» В. Ю. Драгунского и «Автопортрет» Л. Д. Каминского.
    Рассказы В. Ю. Драгунского «Главные реки» и Л. Д. Каминского «Автопортрет» можно назвать юмористическими.
    Напомню, что юмористическое произведение – такой жанр литературы, для которого характерно наличие комической ситуации в произведении. Как правило, особенностями юмористических произведений являются присутствие в них иронии и весёлых героев, а также весёлых слов, выражений и слов, употребляемых ими в переносном значении.
    Так, в произведении В. Ю. Драгунского «Главные реки» Дениска Кораблёв, не выучив уроки, оказывается в смешной ситуации, когда он вынужден пользоваться подсказками своих одноклассников.
    А в произведении Л. Д. Каминского «Автопортрет» Витя Брюквин, списывая сочинение у соседки по парте, пишет автопортрет, в котором высмеивает собственные черты характера.
    Из трёх прочитанных мною произведений в названиях некоторых из них отражена тема, а в некоторых – идея произведения.
    Так, в произведении Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» в его названии отражена главная мысль произведения, а в произведениях В. Ю. Драгунского «Главные реки» и Л. Д. Каминского «Автопортрет» – его тема.

Номер 4.

Назови авторов произведений этого раздела. Подготовь небольшое сообщение об одном из них. Воспользуйся справочной литературой, энциклопедией, Интернетом, материалами учебника.

Ответ:

    В пройденном разделе я познакомился с Е. Л. Шварцем, В. Ю. Драгунским и Л. Д. Каминским.
    Пользуясь справочной литературой, энциклопедией, Интернетом, а также материалами учебника, подготовим сообщение о В. Ю. Драгунском.

            Сообщение о В. Ю. Драгунском
    Виктор Юзефович Драгунский – знаменитый русский писатель, написавший огромное количество рассказов и повестей для детей и взрослых. По его рассказам и повестям снято немало фильмов. Его произведения, простые и увлекательные, не утратили актуальность и по сей день. Каждый читатель найдёт что-то близкое и родное в любом из них.
    Он рано начал работать. Его карьера складывалась от цирка до собственного театра пародий. Драгунский писал фельетоны для сатирического журнала «Крокодил», а позже и вовсе занялся написанием своих многочисленных рассказов.
    Его знаменитые «Денискины рассказы» сразу полюбились читателям своими искренними историями о детстве. «Денискины рассказы», «Где это видано, где это слыхано…», «Смешные рассказы о школе», «Двадцать лет под кроватью», «Он живой и светится», «Тайное становится явным», «Живой уголок», «Заколдованная буква» – все они увлекают своими интересными историями о сверстниках.
    Драгунский писал не только детям. Автобиографическая повесть «Он упал на траву», посвященная первым месяцам войны, воспитывает в читателях патриотичность.
    Все рассказы В. Ю. Драгунского поучительные и интересные. Все они повествуют об увлекательных историях вокруг главного героя Дениски и его сверстников. Они простые и легко читаются, весёлые и печальные, шуточные и серьёзные. Но их объединяет одно – на примере таких же мальчишек и девчонок, как и мы, нам даются ценные уроки. Мы учимся быть внимательными и рассудительными, любить природу и животных, быть хорошим другом и верным товарищем.

Номер 5.

Почему произведение Е. Л. Шварца названо сказкой? Перескажи окончание произведения. Согласен ли ты с автором? Объясни свою позицию.

Ответ:

    Произведение Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» неспроста названо сказкой. В нём, как и в сказке, есть зачин («жил-был»), завязка («и вот однажды»), развитие событий (безделье, превращение в стариков, злые волшебники, поиск друг друга), кульминация (сбор учеников в лесу) и концовка (обратное превращение).
    Кроме того, произведение Е. Л. Шварца, как и сказка, предполагает обязательное наличие сказочных героев (злые волшебники), волшебных предметов (волшебные ходики) и волшебных превращений (превращение учеников в стариков, стариков в детей и обратно).
    Перескажем окончание произведения.

            Пересказ окончания произведения
    Ребята осторожно заглянули в окно домика. В это время злые волшебники лежали на сене, охраняя украденное время, а ходики показывали без пяти минут двенадцать.
    Дети тихо подползли к ходикам и встали возле них ровно без одной минуты двенадцать. Ровно в двенадцать часов Петя закрутил стрелки справа налево.
    Волшебники, услышав их, закричали. Но сдвинуться с места у них не получилось: они стали расти, их волосы седеть, а лицо покрываться морщинами.
    Дети, наоборот, становились маленькими. Петя, испугавшись того, что он уменьшается, закричал. Он боялся не дотянуться до стрелок часов. И дети тут же подняли его на руки. Когда они досчитали до сорокового оборота, злые волшебники превратились в дряхлых старичков, а на последнем обороте и вовсе пропали.
    Дети, взглянув друг на друга, обрадовались от счастья.
    Они спаслись, но нужно всегда помнить, что человек, который напрасно теряет время, сам не замечает того, как стареет.
    Я полностью согласен с мнением Е. Л. Шварца.
    Речь идёт о том времени, которое люди тратят на свою лень, лодырничество и безделье и не замечают, как проходит их жизнь. Они могут использовать его иначе, помогая другим в трудную минуту, проживая жизнь с пользой.

Номер 6.

Назови главных героев произведений Е. Л. Шварца. Как поступки характеризуют этих героев? Составь рассказ о Пете Зубове.

Ответ:

    Главными героями произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» являются школьники-лодыри: ученик третьего класса Петя Зубов, ученицы третьего класса Маруся Поспелова и Наденька Соколова, ученик второго класса Вася Зайцев, а также злые волшебники.
    Поступки школьников характеризуют их как бездельников и лентяев, которые прогуливают уроки, не выполняют домашние задания, постоянно опаздывают куда-то.
    Знакомясь с Марусей Поспеловой, мы видим, что она никуда не спешит, болтая ногами:
    А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает. Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял его в снегу.
    Наденька Соколова тоже проводит дни, играя:
    Наконец зашли во двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.
    А Вася Зайцев предстаёт перед нами бездельником, катающимся на подножке трамвая и свистя:
    Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: катит трамвай, девятый номер. А на подножке висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует.
    Главный герой произведения Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы, бездельник и лентяй. Он не хочет учиться в школе, откладывая всё на потом:
    – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню. А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».
    Он не ценит своё время, постоянно опаздывает в школу и не отличается воспитанностью:
    И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
    – Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!
    Превратившись в старика и оказавшись никому не нужным, он начинает задумываться, как же будет жить дальше:
    Идёт он и думает: «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?»
    Оказавшись в лесу в незнакомом доме, он видит сидящих возле керосиновой лампы детей. Поняв, что это не дети, а злые волшебники, которые делят потерянное четырьмя учениками время, он начинает прислушиваться к беседе и узнаёт:
    Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
    Поняв, в какую беду он попал с другими школьниками, Петя Зубов решает исправить ситуацию.
    Разыскав всех детей, главный герой отправляется в лес. Ровно в двенадцать часов Петя закручивает стрелки справа налево. Досчитав до сорокового оборота, злые волшебники превращаются в дряхлых старичков, а на последнем обороте и вовсе пропадают.

Номер 7.

Вспомни, чем рассказ отличается от сказки. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

    Вспомним, чем рассказ отличается от сказки. Запишем это в «Рабочую тетрадь».
    Волшебная сказка – это эпическое произведение, которое состоит из зачина, завязки, развития действия, кульминации, концовки и предполагает обязательное наличие сказочных героев, волшебных предметов, волшебных превращений.
    Рассказ – это эпическое произведение, в котором происходит описание одного или нескольких реальных событий, происходящих с персонажами.

Номер 8.

Придумай свой весёлый рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время – потехе час». Запиши художественные приёмы, которые ты будешь использовать, в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

    Составим весёлый рассказ по теме «Делу время – потехе час». Запишем используемые художественные приёмы при его создании.

            Рассказ на тему «Делу время – потехе час»
    Упорный труд помогает добиться хороших результатов в любом деле. И здесь важно не разрешить себе лениться.
    Однажды проболев 2 недели, я разленился и решил еще две недели не ходить на тренировки по прыжкам в воду. Я думал, что ничего страшного в этом не произойдёт, и я быстро наверстаю упущенное. Но вышло всё иначе.
    Чтобы мама не огорчалась, я ей ничего об этом не сказал. В то время, когда должны были быть тренировки, я приходил в гости к своему другу Ярославу, пока его родителей не было дома.
    Сначала я каждый день вспоминал тренера и свои винты с трамплина, а потом и вовсе забыл думать об этом. Мне нравилось играть с Яриком в машинки и настольные игры. Пока однажды мама не спросила меня:
    – Егор, как твои успехи на тренировках?
    В животе у меня всё сразу закололо, но потом я пришёл в себя и спокойно ответил:
    – Всё хорошо. Тренер Лариса Петровна хвалила меня сегодня: наконец-то у меня стал получаться сложный винт.
    – Какой ты у меня молодец! Какой усердный мальчик! Мо-ло-дец!
    После этих слов мне стало ещё хуже, чем от первого маминого вопроса.
    Но я продолжил врать:
    – Мы скоро едем в Тольятти на соревнования, меня берут.
    – Да, я знаю. У тебя хорошие результаты.
    И тут я стал понимать, что что-то не так. А мама продолжала:
    – Сегодня Лариса Петровна сказала мне, что очень удивляется твоему упорству и целеустремленности.
    И тут я понял, что мама всё знает. И тренер всё знает. И мне стало так стыдно. И я был готов провалиться сквозь землю.
    Пропустив тренировки почти месяц, я не успел должным образом подготовиться к соревнованиям и не был к ним допущен.
    С тех пор я никогда не прогуливаю тренировки.
    В своём рассказе я использовал такой художественный приём, как сарказм, когда мама начала меня хвалить, а также гиперболы, когда она намеренно преувеличивала мои навыки.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.