Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 21 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 2.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 2 часть, страница 21, 2023 год.

Номер 1.

От чьего имени ведётся рассказ? О каком законе говорит Дениска? Прочитай.

Ответ:

    В произведении В. Ю. Драгунского «Главные реки» повествование ведётся от лица Дениски.

Номер 2.

К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить своё положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.

Ответ:

    В произведении В. Ю. Драгунского «Главные реки Дениска Кораблёв, который не подготовил домашнее задание, прибегает к различным уловкам для того, чтобы исправить своё положение у доски.
    Сперва он намеренно начинает читать стихотворение А. С. Пушкина, которое хорошо знает, рассчитывая на то, что учительница Раиса Ивановна не заметит, что именно он рассказывает:
    А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю.
    Далее он пользуется хитростью своего друга Мишки Слонова, который умудряется подсказать Дениске:
    – Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
    Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать.

    Читая дальше, мы видим, что главный герой продолжает пользоваться Мишкиными подсказками:
    Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял.
    Отвечая на вопрос по рекам Америки, Дениске помогает одноклассник Петька Горбушкин, который пишет подсказку большими буквами на газете:
    И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалёвано чернилами, толсто намалёвано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочёл первую половину. А тут Раиса Ивановна снова:
    – Ну, Кораблёв? Так какая же главная река в Америке? У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:
    – Миси-писи.

    На протяжении всего произведения мы видим, как главный герой рассказа, отвечая у доски, надеется на подсказки своих одноклассников, которые ему не дают положительного результата. В конце рассказа Дениска самостоятельно делает вывод о том, что уроки нужно учить ежедневно:
    И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

Номер 3.

Как автор относится к герою?

Ответ:

    Читая произведение В. Ю. Драгунского «Главные реки», мы видим, что автор с симпатией относится к Дениске Кораблёву, несмотря на то, что тот безответственно относится к выполнению домашнего задания.
    Драгунский с ироний описывает моменты, когда главный герой произведения использовал всевозможные уловки, пытаясь исправить своё положение, отвечая у доски:
    Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слёз, но двойку она мне влепила.
    В конце рассказа автор рад, что Дениска осознаёт свою ошибку.

Номер 4.

Какой урок извлёк Дениска из произошедшего? Прочитай.

Ответ:

    В начале произведения Дениска говорит о том, что уроки нужно выполнять ежедневно:
    Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон.
    В конце рассказа, описав случай, когда он выглядел нелепо у доски, не подготовив заранее домашнее задание, главный герой произведения подтверждает сказанные в начале рассказа слова:
    И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

Номер 5.

Перескажи текст от лица Мишки, друга Дениски.

Ответ:

            Пересказ от лица Мишки
    Однажды в школе с моим лучшим другом Дениской произошёл забавный случай.
    Как только прозвенел звонок, наша учительница Раиса Ивановна сразу же вызвала его к доске.
    Выйдя к доске и начав медленно читать произведение А. С. Пушкина, я понял, что мой друг попал в беду. Было понятно, что он ничего не выучил и думал, что Раиса Ивановна просто ничего не заметит.
    Я понял, что друга надо выручать.
    Тогда я специально произнёс:
    – Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
    – Слонов! Не смей подсказывать! – сказала мне учительница.
    – Да! – подхватил Дениска. – Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
    Я покраснел и отвернулся. А Дениска опять стал тянуть время.
    Тогда Раиса Ивановна рассердилась и попросила Дениску назвать заглавие.
    Пока она кричала, я успел подсказать своему другу первое слово. Не разжимая рта, я шепнул ему и, к счастью, Дениска понял. После этого он смело выдвинул ногу вперёд и продекламировал:
    – Мужичонка!
    Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на Дениску, а тот смотрел на меня ещё внимательнее. Тогда я показал на свой большой палец и стал щёлкать его по ногтю.
    И тут Кораблёв сразу вспомнил заглавие и сказал:
    – С ноготком! И повторил всё вместе:
    – Мужичонка с ноготком!
    А затем Раиса Ивановна попросила друга назвать самую большую реку Америки.
    В классе стояла удивительная тишина. Все смотрели на Дениску. А он смотрел в потолок. И в эту секунду он заметил, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалёвано чернилами, толсто намалёвано, наверное, он пальцем писал. И друг стал вглядываться в эти буквы и сказал:
    – Миси-писи.
    Весь класс стал смеяться. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слёз, но двойку Дениска в этот день всё-таки получил.

Номер 6.

Было ли тебе смешно, когда ты читал про то, как главный герой отвечал уроки, или ты сочувствовал, сопереживал ему? Как ты думаешь, что он должен был сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?

Ответ:

    Было очень забавно читать про то, как главный герой пользуется всевозможными подсказками, отвечая у доски. Читая произведение, я легко представлял себе комичную картину, когда Дениска сначала читал произведение А. С. Пушкина, думая, что учительница этого не заметит, затем никак не мог назвать правильное название стихотворения, а затем и вовсе неверно прочитал название реки с газеты одноклассника. Я смеялся от души.
    Чтобы не оказаться в подобной ситуации, нужно ответственно относиться к выполнению домашних заданий и готовиться к урокам ежедневно.

Номер 7.

Найди в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.

Ответ:

    На протяжении всего рассказа В. Ю. Драгунского «Главные реки» мы наблюдаем слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.
    Учительница Раиса Ивановна, войдя в класс, тут же вызывает Дениску Кораблёва к доске, отчего у него «сразу портится настроение». Он точно не рад тому, что ему придётся отвечать то, чего он не учил:
    У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за парты. Я прямо к ней как будто приклеился.
    Отвечая у доски и пользуясь Мишкиными подсказками, мы видим, как главный герой благодарен товарищу:
    Вот что значит верный друг.
    Продолжая плавать у доски, у Дениски окончательно пропадает настроение. И главный герой начинает винить в этом даже воздушного змея, которым он так был занят:
    Конечно, я не выучил. Этот змей совсем мне всю жизнь испортил.
    А когда Раиса Ивановна просит Дениску назвать главную реку Америки, ему вовсе «становится плохо»:
    Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово.
    Он уже думает, что вот-вот «умрёт»:
    И думал, что сейчас уже наверняка я умру.
    В кульминационный момент, когда Дениска произносит неправильное название реки, главный герой чувствует провал и понимает, что уроки нужно учить каждый день:
    Дальше я не буду рассказывать. Хватит.

Номер 8.

Какие слова показались тебе особенно смешными? Какой приём использовал автор: неправильное звучание, неправильное значение?

Ответ:

    Некоторые слова произведения кажутся особенно смешными: мужичонка с ноготком, Миси-писи.
    Для создания комичности ситуации автор намеренно использует два приема: неправильного звучания и неправильного значения.
    Так, Дениска произносит словосочетание мужичонка с ноготком вместо мужичок с ноготок. В данном случае В. Ю. Драгунский использует прием неправильного значения. Так, мужичонка – это невзрачный, маленький ростом мужик. А мужичок – уменьшительно-ласкательное к слову мужик. То есть речь идёт о мальчике небольшого роста – «с ноготок». Как видим, происходит подмена значений слова.
    В конце ответа главный герой произносит Миси-писи вместо Миссисипи. В данном случает автор использует приём неправильного звучания слова.

Номер 9.

Могла ли такая история произойти с тобой?

Ответ:

    Подобная история могла произойти и со мной, если бы я не учил уроки. Я бы тоже надеялся на подсказки одноклассников и выглядел смешно.

Номер 10.

Можно ли рассказ превратить в пьесу? Вспомни: пьеса – это художественное произведение, которое предназначено для постановки на сцене. Текст пьесы разделён на слова автора, диалоги и монологи героев. Большое значение имеют пометы (ремарки).

Ответ:

    Итак, пьеса – это художественное произведение, которое предназначено для постановки на сцене. Текст пьесы разделён на слова автора, диалоги и монологи героев. Большое значение имеют пометы (ремарки).
    Произведение В. Ю. Драгунского из рассказа можно легко превратить в пьесу, если его текст разделить на слова автора, диалоги между Мишкой Слоновым и Дениской, а также Дениской и Раисой Ивановной. Кроме того, следует добавить пометы.

Номер 11.

Продумайте сценарий пьесы по рассказу В. Ю. Драгунского «Главные реки». Определите самые смешные моменты и разыграйте сценку.

Ответ:

    Составим сценарий пьесы по рассказу В. Ю. Драгунского «Главные реки», самыми смешными моментами которой будут неправильный ответ Дениски названия стихотворения Н. А. Некрасова, а также главной реки Америки. Разыграем сценку по разработанному сценарию.
    Пьеса по рассказу В. Ю Драгунского «Главные реки»

        ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
    Денис Кораблёв
    Мишка Слонов, друг Дениски
    Раиса Ивановна, учительница Дениса Кораблёва
    Ребята


            СЦЕНА ПЕРВАЯ
            Дениска
    Денис Кораблёв выходит на сцену, обращается к зрителям.

    Денис Кораблёв. Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того, чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос всё-таки не залетел, потому что у него был чересчур лёгкий хвост, и он из-за этого крутился, как волчок. Это раз. А во-вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса ещё было далеко.
    И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всём на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор на всю Европу (уходит со сцены).

            СЦЕНА ВТОРАЯ
            Денис Кораблёв, Мишка Слонов, Раиса Ивановна, дети
    Денис Кораблёв влетает в класс, обгоняя учительницу Раису Ивановну. Садится за парту. Раиса Ивановна входит в класс следом. Звенит звонок, все дети встают.
    Раиса Ивановна.
Здравствуйте, ребята!
    Дети (встают, а затем садятся). Здравствуйте!
    Денис Кораблёв (громко). Здравствуйте!
    Раиса Ивановна. Кораблёв, к доске!
    Пауза. Денис Кораблёв чуть сползает вниз.
    Раиса Ивановна (строго).
Кораблёв! Что же ты? Я тебя зову или нет?
    Денис Кораблёв выходит к доске.
    Раиса Ивановна (строго).
Стихи!
    Денис Кораблёв (бодро).
    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
    На дровнях обновляет путь:
    Его лошадка, снег почуя,
    Плетётся рысью как-нибудь…
    Раиса Ивановна. Это Пушкин.
    Денис Кораблёв. Да, это Пушкин. Александр Сергеевич.
    Раиса Ивановна. А я что задала?
    Денис Кораблёв. Да!
    Раиса Ивановна. Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблёв!
    Денис Кораблёв. Что?
    Раиса Ивановна. Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?
    Мишка Слонов (не вставая с места). Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
    Раиса Ивановна (сердито). Слонов! Не смей подсказывать!
    Денис Кораблёв. Да! Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
    Мишка, покраснев, отворачивается.
    Раиса Ивановна.
Ну?
    Денис Кораблёв. Что?
    Раиса Ивановна (рассердившись). Перестань ежеминутно чтокать! Читай. Наизусть!
    Денис Кораблёв. Что?
    Раиса Ивановна. Стихи, конечно!
    Денис Кораблёв. Ага, понял. Стихи, значит, читать? (громко). Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта Некрасова. Стихи...
    Раиса Ивановна. Ну!
    Денис Кораблёв. Что?
    Раиса Ивановна (уже крича). Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
    Мишка, не разжимая рта, произносит подсказку.
    Денис Кораблёв (выдвигая ногу вперёд, радостно).
Мужичонка!
    Пауза. Раиса Ивановна внимательно смотрит на Дениску, потом на Мишку. Мишка показывает на свой большой палец и щёлкает его по ногтю.
    Денис Кораблёв (выдвигая ногу вперёд).
С ноготком! Мужичонка с ноготком!
    Класс смеётся.
    Раиса Ивановна.
Довольно, Кораблёв!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. Ну, а как насчёт кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?
    Денис Кораблёв (уверенно). Конечно, выучил. А как же!
    Раиса Ивановна. Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвёл чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.
    Пауза. Тишина. Все смотрят на Дениску. Дениска смотрит в потолок, а затем на ребят и видит надпись: «Миссисипи» на газете, которую держит одноклассник Петька Горбушкин.
    Раиса Ивановна.
Ну, Кораблёв? Так какая же главная река в Америке?
    Денис Кораблёв (вглядываясь в надпись). Миси-писи.
    Пауза. Громкий смех класса и учительницы.

            СЦЕНА ТРЕТЬЯ
            Денис Кораблёв
    Денис Кораблёв выходит на сцену.
    Денис Кораблёв.
Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слёз, но двойку она мне влепила, будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.