Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 2 часть - страница 103 (Школа России)

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
- Часть: 2.
- Год: 2023.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

ПРОЕКТ
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ»
Ответ:
Вступительная часть
Здравствуйте! Сегодня мы хотим показать вам устный журнал, посвященный поэзии в годы Великой Отечественной войны, который называется «Они защищали Родину».
Объектом исследования являются стихотворения и песни поэтов в годы Великой Отечественной войны.
Целью проекта является знакомство с текстами песен и стихотворений поэтов в годы Великой Отечественной войны.
Нами была выдвинута гипотеза: чем больше моих друзей и знакомых узнает, что именно поэзия первая пришла на помощь в защите Родины, тем дольше будет сохраняться память о тех, кто защищал нашу страну.
Задачами исследования:
- Рассмотреть литературу по данной теме.
- Проанализировать тексты стихотворений и песен в годы Великой Отечественной войны.
- Провести опрос среди бабушек, дедушек родных, знакомых и одноклассников с целью уточнения информации о том, знакомы ли они с поэзией в годы Великой Отечественной войны.
- Сделать вывод по проекту.
В нашей работе мы использовали следующие методы: поисковый (сбор теоретической информации по данному вопросу) и практический (опрос среди близких, друзей и знакомых).
Основная часть
При создании устного журнала мы взяли во внимание поэзию в годы Великой Отечественной войны. Именно поэзия первая пришла на помощь стране, когда необходимо было быстро поднять русский народ на защиту Родины. Именно этот жанр литературы позволил в самые короткие сроки найти отклик среди народа, поднять его патриотический дух. И только потом пошли очерки, рассказы, а позже и повести.
Особой популярностью в первые дни войны пользуется военная лирика. В то время она является настоящим боевым оружием.
Так, знаменитая песня «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача появляется уже на третий день войны и призывает наш народ проявить благородную ярость, встать и пойти защищать нашу Родину:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война!
После этого следует включить музыкальное прослушивание композиции.
Уже 29 июня 1941 года газета «Правда» опубликовывает стихотворение поэта М. В. Исаковского «До свиданья, города и хаты…», повествующая о том, как солдаты, собираясь на войну и прощаясь со всеми, намерены разгромить врага:

До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовет.
Молодые смелые ребята,
На заре уходим мы в поход.
На заре, девчата, выходите
Комсомольский провожать отряд.
Вы без нас, девчата, не грустите,
Мы придем с победою назад.
Мы развеем вражеские тучи,
Разметем преграды на пути,
И врагу от смерти неминучей,
От своей могилы не уйти.
Наступил великий час расплаты,
Нам вручил оружие народ.
До свиданья, города и хаты, -
На заре уходим мы в поход.
После этого следует включить музыкальное прослушивание композиции.
Стихотворения этого времени действуют как призыв, наказ и требование защитить нашу Родину. Так, стихотворение К. М. Симонова, написанное в 1943 году, подтверждает эту мысль. Симонов сам участвовал в боях и был свидетелем ужасов войны. Читая его строки, нетрудно заметить, какое сильное чувство праведной ненависти испытывает автор к фашистам:
Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» тоже подтверждает ту мысль, что поэзия того периода была призвана вызвать самые лучшие качества бойцов на защиту Родины. Так, в своём стихотворении поэтесса говорит о том, что не страшно умереть под пулями врагами. Страшно забыть русское слово, русскую речь и Родину:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
А уже позже появятся и лирические мотивы в стихотворения: тёплые воспоминания о родном доме дают силы солдату противостоять врагу и, обороняя Родину, защищать жён, матерей, сыновей, дочерей.
Песня А. А. Суркова «В землянке», опубликованная 25 марта 1942 года, не оставляет никого равнодушным. Слушая её, мы понимаем, насколько сильно согревали солдата тёплые воспоминания о доме.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
После этого следует включить музыкальное прослушивание композиции.
В стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта», когда поэт разговаривает с мамой, также прослеживаются лирические мотивы. Это даёт силы бойцу бороться дальше:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Таким образом, поэзия периода Великой Отечественной войны была бесценна. Именно она помогала русскому народу найти силы, чтобы суметь отстоять Родину.
Заключение
Таким образом, мы детально произвели обзор поэтических текстов периода Великой Отечественной войны, провели опрос среди близких, знакомых, родственников и одноклассников с целью уточнения информации о том, что именно поэзия первая пришла на помощь в поднятии боевого духа страны, хранят ли они память о тех, кто защищал Родину. В результате были получили следующие результаты.
Выводы и результаты

Выяснилось, что из 50 опрошенных человек 20 человек (от 40 лет и выше) хорошо знаком с поэзией этого периода и знают, что именно этот жанр первым пришёл на помощь в борьбе с врагом. Остальные 20 (дети и подростки) слышали некоторые из представленных стихотворений и песен. Остальные двадцать мало об этом знают. Все 50 человек с большим интересом посмотрели наш литературный журнал и захотели получить больше информации о поэзии периода Великой Отечественной войны, тем самым сохраняя память о тем, кто защищал нашу Родину.
Задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза верна.
Разработанный проект следует оформить в программе Power Point, при прочтении текста песен, необходимо будет включать музыкальное сопровождение используемых песен.
После создания проекта выяснилось, что самым интересным оказалось прослушивание песен и прочтение стихотворений, которых мы знали ранее. Работа прошла хорошо. Были некоторые трудности с отбором материала, которые мы легко устранили.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.