Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть - страница 94 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 1.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.

Номер 1.

Назови великих русских писателей, произведения которых ты прочитал. Каких еще поэтов и писателей, прославивших Россию, ты знаешь?

Ответ:

    Я прочитал произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
    Ещё я знаю произведения Н. А. Некрасова, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского.

Номер 2.

Что сближает произведения Л. Н. Толстого и А. П. Чехова? Чем они различаются? Назови главных героев этих произведений. Сравни их. На кого из них ты хотел бы быть похожим. Расскажи.

Ответ:

    Сравнивая произведения Л. Н. Толстого «Детство» и А. П. Чехова «Мальчики», можно найти сходства и различия в них.
    В обоих произведениях речь идёт о детстве мальчиков: Николеньки и Володи. Оба героя растут в любящих семьях, в которых царит мир, дружба, любовь и уважение. Оба мальчика – добрые и воспитанные, окруженные заботой и вниманием, любят своих родителей. Особенно сильно мальчики привязаны к матери. Вспомним, как говорит Николенька своей матери: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!» Перед сном он молится за родителей: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку.» Володя тоже крепко привязан к матери. Он несколько раз пытается отказаться от идеи идти в Америку, подумав о маме: «Мне маму жалко». Это нежные, ласковые и ранимые душой дети. Их мечты искренние и светлые.
    В обоих произведениях прослеживается влияние друзей главных героев на характер Николеньки и Володи, а также желание быть храбрее и смелее перед другими. Чувство сострадания Николеньки было заглушено желанием «казаться молодцом» перед Серёжей. На Володе тоже сказывалось влияние друга Чечевицына, а также тяга к приключениям, ко всему неизвестному и новому. Ему хотелось выглядеть храбрым и смелым в глазах других, чтобы им гордились.
    Произведения отличаются поступками обоих героев. Николенька никуда не убегает от родителей. Наоборот, он хочет всё время проводить в кругу семьи. Он взбирается на кресло после трапезы, чтобы ещё немного побыть в зале, рядом с мамой. Володя же учится в гимназии и приезжает иногда домой. Настроившись на поход в Америку, он решается сбежать из дома.
    Произведение А. П. Чехова написано с иронией. Володя и Чечевицын затеяли идти пешком до самой Америки для того, чтобы добывать золото и слоновую кость. Они должны были сражаться с дикарями и тиграми во время пути, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации. В произведении Л. Н. Толстого иронии нет. В нём описываются чувства Николеньки.
    Из двух главных героев мне ближе Николенька. Он ласковый и добрый, воспитанный и спокойный. Он верный друг и хороший товарищ.

Номер 3.

Что нравилось Николеньке, герою повести Л. Н. Толстого «Детство», в Серёже Ивине? Перескажи строки, где говорится о восторженном отношении к Серёже. Что тебе нравится в Серёже, а что – нет?

Ответ:

    Николенька восхищался мужеством и твёрдостью характера Серёжи Ивина:
    «Не могу передать, как поразил и пленил меня этот геройский поступок: несмотря на страшную боль, он не только не заплакал, но не показал и виду, что ему больно, и ни на минуту не забыл игры».
    Во время игры Серёжа споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево. Было видно, что Серёже больно. Но он крепко сжал кулаки, топнул ногой и дальше продолжил игру.
    Некоторые черты характера Серёжи мне понравились, некоторые – нет.
    Его стойкость перед болью восхищает. Он не жалеет себя. Он смелый и мужественный.
    Но поступок Серёжи с Иленькой Грапом огорчает. Он поставил робкого, худенького, слабого мальчика Иленьку вверх ногами, смеялся над ним вместе с остальными ребятами, не раскаялся в собственном поступке. Он жестокий и эгоистичный. Эта черта характер не может нравиться.

Номер 4.

Какие произведения Л. Н. Толстого о детях ты прочитал в учебнике? Какие ты знал раньше? Какие хотел бы прочитать?

Ответ:

    В учебнике я прочитал две главы из произведения Л. Н. Толстого «Детство»: «Детство» и «Ивины».
    Раньше я читал такие произведения Л. Н. Толстого, как «Акула», «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка», «Филипок».
    Мне очень хочется прочитать произведение Л. Н. Толстого «Детство» полностью, а также два других произведения, составляющих автобиографическую трилогию Л. Н. Толстого: «Отрочество» и «Юность».

Номер 5.

Какие качества характера А. С. Пушкин ценит в героях своих произведений? А какие качества в людях ценишь ты?

Ответ:

    В героях своих произведений А. С. Пушкин ценит скромность, доброту, честность, заботу, любовь, верность, смелость и решительность. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» поэт восхищается кротостью, верностью, добротой и скромностью царевны. В королевиче Елисее он ценит целеустремлённость, верность, храбрость и настойчивость. А. С. Пушкин показывает нам, что внутренняя красота человека важнее внешней.

Номер 6.

Расскажи, как развиваются события в сказке А. С. Пушкина. Похожа ли эта сказка на народную? В чём особенность языка А. С. Пушкина? Найди эпитеты, сравнения, олицетворения, которые использует поэт.

Ответ:

    События в сказке А. С. Пушкина развиваются так же, как и в народной. Она похожа на народную. В пушкинской сказке, как и народной, есть зачин («царь с царицею простился»), завязка («бог даёт царице дочь»), развитие событий (царевну отвозят в лес, царевна в доме богатырей, отравление яблоком, хрустальный гроб), кульминация (царевна оживает), концовка (венчание и пир). Кроме того, пушкинская сказка, как и народная, предполагает обязательное наличие сказочных героев (царица-мать, царевна, царь, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей, солнце, месяц и ветер), волшебных предметов (зеркальце), волшебных превращений (царицы в старуху). Обе сказки несут в себе какую-то мораль.
    Произведение отличается выразительностью, точностью и богатством образов. Для этого А. С. Пушкин использует разные средства выразительности (тропы). В этом и есть особенность языка поэта.
    Например, А. С. Пушкин использует такие эпитеты: белолица, черноброва, румяней, белее, румяные усачи, молодцы честные. Образные определения помогают подчеркнуть яркий признак предмета.
    В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин использует следующие олицетворения: солнце отвечало, звёзды смотрят, отвечает месяц ясный, месяц продолжал, ветер буйный, ветер побежал.
    Кроме того, использование сравнений делает произведение ярче и красочнее: как сон пустой; будто медом налилось.

Номер 7.

Переживал ли ты за королевича Елисея? С какими словами он обращался к месяцу, солнцу и ветру? Какие средства художественной выразительности использовал поэт?

Ответ:

    Читая произведение А. С. Пушкина, я очень сильно волновался за королевича Елисея. Обращаясь к солнцу, месяцу и ветру, Королевич понимает, что это могущественные силы природы, которые никто не победит. Конечно, Елисей волновался, идя к ним, но его желание найти царевну превосходит страх. Он надеется на их помощь. К огромному сожалению, солнце и месяц не отвечают Елисею о местонахождении царевны. И только ветер говорит, где лежит его невеста.

    Елисей так обращается к солнцу (стр. 54):
    "Свет наш солнышко! Ты ходишь
    Круглый год по небу, сводишь
    Зиму с теплою весной,
    Всех нас видишь под собой.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видало ль где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей".

    Елисей так обращается к месяцу (стр. 55):
    "Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!
    Ты встаешь во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой любя,
    Звезды смотрят на тебя.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей".

    Елисей так обращается к ветру (стр. 55):
    "Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе,
    Не боишься никого,
    Кроме Бога одного.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ее".

    В этих эпизодах А. С. Пушкин использует следующие олицетворения: ты ходишь, видишь, откажешь, не видало ль, встаёшь, круглолицый, светлоокий, звёзды смотрят, гоняешь, волнуешь, веешь, не боишься. Кроме того, поэт использует следующие эпитеты: круглый год, позолоченный рожок, круглолицый, светлоокий, во тьме глубокой.
    Применение олицетворений и эпитетов, позволяет поэту добиться ещё большей выразительности.

Номер 8.

Перечитай рассказ А. П. Чехова «Мальчики». Сравни героев этого произведения. Чем они похожи, чем различаются? Подумай, как автор относится к своим героям. Найди подтверждение в тексте.

Ответ:

    Сравним героев произведения А. П. Чехова «Мальчики».
    Володя и Чечевицын были одного возраста и роста, вместе учились в гимназии, но при этом различались внешними данными и характерами.
    Володя был пухл и бел. Чечевицын же был худ, смугл, покрыт веснушками. Чечевицын был угрюм, всё время молчал и не улыбался. Володя же обычно был всегда весёлым и разговорчивым.
    Это добрые и безобидные ребята, которым хочется приключений. Увлекшись идеей похода в Америку, они готовы отказаться от своей прежней жизни и уйти из дома. Они смелые и решительные, но очень самонадеянные мальчики. Ими руководит тяга к приключениям, ко всему неизвестному и новому. Им хочется быть храбрыми и смелыми в глазах других.
    Оба мальчика не задумываются о последствиях своего ухода из дома, но проявляют при этом разное чувство ответственности. Если Володя несколько раз пытается отказаться от этой идеи, подумав о маме («Мне маму жалко»), то Чечевицын остаётся твёрд в своём решении: «Так, одевайся!»
    Поведение мальчиков оказывается противоположным и по возвращению домой. Володя был рад вернуться. Чечевицын же так и не поменял своего мнения. Он с гордостью отвечает папе Володи, что они ночевали на вокзале.
    Автор с иронией относится и к Володе, и к Чечевицыну, смеясь над серьёзностью их намерений идти до самой Америки. Однако А. П. Чехов выделяет Володю, показывая его хорошие качества: доброту, открытость, ответственность:
    – Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!
    К Чечевицыну автор менее благосклонен. Беседуя с ним, папа Володи называет его «господином», намеренно показывая, что Чечевицын переоценивает себя.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.