Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть - страница 59 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
  • Часть: 1.
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.

Номер 3.

Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Ответ:

    Из строк произведения видно, что А. С. Пушкин по-разному относится к своим главным героиням.
    Так, рисуя образ молодой царевны, автор описывает её лучшие качества, показывает нам её с хорошей стороны:
    Нраву кроткого такого…
    Речь царевны выдаёт её благородное происхождение:
    Вмиг по речи те спознали,
    Что царевну принимали…
    К царице, напротив, поэт относится с презрением. А. С. Пушкин на протяжении всего произведения показывает нам отрицательные черты главной героини. Она гордая, своенравная и ревнивая:
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива…
    Видно, что поэт с негодованием относится к царице:
    Чёрт ли сладит с бабой гневной?
    Таким образом, прослеживается противоположное отношение поэта к главным героиням сказки.

Номер 4.

Перечитай описание светлицы (интерьера). Составь текст-описание.

Ответ:

    Горница была светлая. Все лавки, стоящие в ней, были покрыты коврами. Под иконами стоял дубовый стол. Печь была украшена красивыми узорами. На ней можно было спать.

Номер 5.

Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти фрагменты.

Ответ:

    Царица несколько раз обращается к зеркальцу на протяжении всей сказки.
    Первое обращение к зеркальцу было при знакомстве читателя с царицей (стр.42):
    «Свет мои, зеркальце! скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»

    Второй раз царица обращается к зеркальцу, когда собирается на девичник (стр. 43):
    Я ль, скажи мне, всех милее,
    Всех румяней и белее?»

    Третий раз царица обращается к зеркальцу, вспомнив про царевну (стр. 49):
    «Здравствуй, зеркальце! скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»

    Четвёртое обращение царицы к зеркальцу было после того, как она отравила царевну яблоком (стр. 54):
    Я ль, скажи мне, всех милее,
    Всех румяней и белее?»

    Последний раз царица обращается к зеркальцу после того, как царевна ожила (стр. 57):
    Говоря: «Я ль всех милее,
    Всех румяней и белее?»

Номер 6.

Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

Ответ:

    Рисуя образ царевны, А. С. Пушкин подчёркивает её скромность:
    Нраву кроткого такого…
    Оказавшись в доме богатырей, царевна подтверждает качество, которым надел её поэт:
    Честь хозяям отдала,
    В пояс низко поклонилась;
    Закрасневшись, извинилась…

Номер 7.

Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Ответ:

    В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру.

    Елисей так обращается к солнцу (стр. 54):
    "Свет наш солнышко! ты ходишь
    Круглый год по небу, сводишь
    Зиму с теплою весной,
    Всех нас видишь под собой.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видало ль где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей".

    Елисей так обращается к месяцу (стр. 55):
    "Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!
    Ты встаешь во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой любя,
    Звезды смотрят на тебя.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ей".

    Елисей так обращается к ветру (стр. 55):
    "Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе.
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного.
    Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених ее".

    Эти строки нужно читать с громко, пронзительно, с надеждой в голосе, с уважением. Елисей понимает, что это могущественные силы природы, которые никто не победит, он очень надеется на их помощь.
    Отвечая Елисею, они сожалеют о том, что не видали царевны. Их ответы нужно читать медленно, печально.

Номер 8.

Ответь на вопросы.

Ответ:

    Ответим на предложенные вопросы.
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина начинается с того, как царь собирается в путь-дорогу. Его жена остаётся ждать его.
    За это время через девять месяцев у царицы рождается дочь. Дождавшись возвращения царя, царица тихо умирает.
    Через год царь женится на высокой, стройной и белолицей красавице, но злой и завистливой. В приданое ей достаётся волшебное зеркальце, с которым она может разговаривать. Царицу волнует один главный вопрос: является ли она самой красивой на всём белом свете. И зеркальце всегда это подтверждает.
    Проходит время, подрастает царевна. Она вырастает доброй, тихой, кроткой, белолицей и чернобровой. В неё влюбляется королевич Елисей.
    Собираясь на девичник, царица спрашивает у зеркальца, является ли она самой красивой на свете. Но в этот раз зеркальце отвечает, что всех милее является царевна.
    Рассердившись, царица приказывает служанке отвезти царевну в лес, связать и оставить под сосной на съедение волкам. Служанка, пожалев царевну, отвозит её в лес, но не связывает.
    Царь в это время объявляет поиски царевны. Тем временем она бредёт по лесу и находит чей-то дом, заходит в него и оказывается в светлой горнице. Все лавки, стоящие в ней, покрыты коврами. Под иконами стоит дубовый стол. Печь, на которой можно спать, украшена красивыми узорами. Царевна убирается в доме и ложится отдохнуть на печь.
    К обеду возвращаются хозяева дома – семь богатырей. Они очень удивляются, увидев царевну, но хорошо её принимают. Она остаётся жить у богатырей, хозяйничает по дому.
    Тем временем, царица снова обращается к зеркальцу и узнаёт от него, что царевна продолжает быть всех милее и красивее. Тогда она ещё больше сердится и решает сама отравить царевну золотым яблочком, обернувшись старухой, что и совершает.
    Братья-богатыри, увидев мёртвую царевну кладут её в хрустальный гроб и относят к пустой горе. Царица вновь слышит от зеркальца ответ, что царевна всех милее и белее.
    В это время её жених Елисей разыскивает царевну по белу свету. Он обращается к солнцу, месяцу и ветру. От ветра Елисей узнаёт, где лежит мёртвая царевна. Он находит царевну, гроб разбивается, царевна оживает.
    Царица вновь обращается к зеркальцу, снова узнаёт, что царевна всех краше и милее. От печали и зависти она умирает. А царевна и Елисей устраивают пир на весь мир во время венчания.

    В сказке действуют следующие главные герои: царица-мать, царевна, царь, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей, солнце, месяц и ветер.
    Строчки из сказки помогают представить героев.

    Царь:
    Но как быть? и он был грешен…

    Царица-мачеха:
    Правду молвить, молодица
    Уж и впрямь была царица:
    Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива.

    Царевна:
    Но царевна молодая,
    Тихомолком расцветая,
    Между тем росла, росла,
    Поднялась – и расцвела.
    Белолица, черноброва,
    Нраву кроткого такого.

    Богатыри:
    Входят семь богатырей,
    Семь румяных усачей.

    Солнце:
    "Свет наш солнышко! ты ходишь
    Круглый год по небу, сводишь
    Зиму с теплою весной,
    Всех нас видишь под собой».

    Месяц:
    "Месяц, месяц, мой дружок,
    Позолоченный рожок!
    Ты встаешь во тьме глубокой,
    Круглолицый, светлоокий,
    И, обычай твой любя,
    Звезды смотрят на тебя».

    Ветер:
    "Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе.
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного».

    К сказке можно сделать следующие иллюстрации: как царь отправляется в путь-дорогу, рождение царевны, образ царицы с зеркальцем, как подросла царевна, как её отвозят в лес, царевна в доме у богатырей, старуха и золотое яблочко, хрустальный гроб, обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру, венчание.
    Именно эти иллюстрации отразят главные эпизоды развития событий сказки. Они помогут представить образ главных героев, раскроют главные черты их характера: зависть царицы, кротость царевны, мощь и силу солнца, месяца и ветра.
    Например, можно сделать такие иллюстрации:

Литературное чтение 4 класс, Климанова, Горецкий, 1 часть, страница 59, номер 8, 2023 год.

Номер 9.

Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Составь план (по выбору).

Ответ:

    Сказку можно разделить на несколько частей. Озаглавим каждую из них, составим план:

    1. Отправление царя в путь-дорогу.
    2. Рождение царевны.
    3. Царица и зеркальце.
    4. Царевна вырастает.
    5. Царевну отвозят в лес.
    6. Дом семи богатырей.
    7. Отравление царевны золотым яблочком.
    8. Хрустальный гроб.
    9. Обращение Елисея к солнцу.
    10. Обращение Елисея к месяцу.
    11. Обращение Елисея к ветру.
    12. Венчание.

Номер 10.

Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина стихотворное.

Ответ:

    Подробно перескажем ту часть сказки, в которой Елисей обращается к ветру.
    Составим следующий план, который запишем в «Рабочую тетрадь»:
    1. Елисей скачет к ветру.

    2. Называет его могучим и сильным:
    "Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе.
    Не боишься никого,
    Кроме бога одного».

    3. Задаёт вопрос, видел ли ветер молодую царевну:
    «Аль откажешь мне в ответе?
    Не видал ли где на свете
    Ты царевны молодой?
    Я жених её".

    4.Ветер отвечает Елисею:
    – «Постой, –
    Отвечает ветер буйный…»

    5.Тихоструйная речка:
    «Там за речкой тихоструйной…»

    6. Высокая гора:
    «Есть высокая гора…»

    7. Высокая нора:
    «В ней высокая нора…»

    8. Печальная тьма:
    «В той норе, во тьме печальной…»

    9. Хрустальный гроб:
    «Гроб качается хрустальный…»
    «На цепях между столбов.
    Ни видать ничьих следов
    Вкруг того пустого места,
    В том гробу твоя невеста».

    10. Ветер убегает дале.
    11. Королевич рыдает.
    12. Идет к крутой горе.

    13. Видит хрустальный гроб:
    Гроб качается хрустальный,
    И в хрустальном гробе том
    Спит царевна вечным сном.

    14. Ударяется о гроб:
    И о гроб невесты милой
    Он ударился всей силой.

    15. Гроб разбился.
    16. Дева вдруг ожила.

Номер 11.

Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Ответ:

    Обсудив, мы решили, что пушкинская сказка сходна с народной. Но есть и свои различия.
    В пушкинской сказке, как и народной, есть зачин («царь с царицею простился»), завязка («бог даёт царице дочь»), развитие событий (царевну отвозят в лес, царевна в доме богатырей, отравление яблоком, хрустальный гроб), кульминация (царевна оживает), концовка (венчание и пир).
    Кроме того, пушкинская сказка, как и народная, предполагает обязательное наличие сказочных героев (царица-мать, царевна, царь, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей, солнце, месяц и ветер), волшебных предметов (зеркальце), волшебных превращений (царицы в старуху).
    Главное отличие пушкинской сказки от народной в том, что она написана в стихотворной форме. Кроме того, в строчках сказки мы видим отношение поэта к самим героям. Например, видно, что поэт с негодованием относится к царице:
    Чёрт ли сладит с бабой гневной?

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.