Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть - страница 125 (Школа России)

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
- Часть: 1.
- Год: 2023.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 4.
Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь? Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый (вежливый), внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный.
Подтверди свой выбор примерами из текста. Подбери другие слова.
Во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь Миша многому научился. Он узнал, как устроена музыкальная табакерка изнутри, о том, что в работе каждый должен выполнять свои обязанности. События во сне научили мальчика осознавать ответственность за свои поступки и думать об их последствиях:
Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинку, испугался и … проснулся.
Составим рассказ о Мише, используя опорные слова.
Миша – главный герой произведения В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке», очень любознательный мальчик:
«Зачем эти колокольчики? зачем молоточки? зачем валик с крючками?» – спрашивал Миша у папеньки.
Папа намеренно не стал рассказывать Мише о механизме работы табакерки, дав возможность подумать ему самому:
А папенька отвечал: «Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь.
Приснившийся сон говорит его внимательности и находчивости. Это хороший и воспитанный мальчик. Он уважительно относится к родителям, вежливо с ними разговаривает:
– Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!
Попав внутрь музыкальной шкатулки, Миша вежливо обращается и к его жителям:
– Позвольте узнать, – сказал Миша, – с кем я имею честь говорить?
Он учтиво себя ведёт с мальчиком-колокольчиком:
Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли.
Из произведения понятно, что он неравнодушен к другим. Наоборот, Миша хочет помочь мальчикам-колокольчикам. Видно, что он добрый:
– Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают…
Мальчик осторожно и аккуратно ходит за провожатыми, боясь что-нибудь сломать. Он внимательный и любознательный:
Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал её пальчиком – и что же?
Его нельзя назвать безответственным. То, что с ним произошло, когда он ослушался папеньку, случилось во сне. События, случившиеся в нём, научили его осознавать ответственность за свои поступки.
Номер 5.
Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.
Ответ:
Описание внешнего вида и речь жителей городка табакерки позволяет их узнать ближе.
Например, все колокольчики динькают:
«Динь-динь-динь, динь-динь-динь».
Это весёлые жители городка:
– Динь-динь-динь! – отвечал проводник, смеясь.
Колокольчиков много, все они разные по росту, и звенят они тоже по-разному:
Если бы мы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос, один как другой, а ты слышишь, какие мы песни выводим? Это оттого, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще.
Описывая мальчиков-колокольчиков, мы убеждаемся, что они добрые и весёлые.
Дядьки-молоточки постоянно постукивают. Они тоже разные по росту:
То и дело что ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем ещё реже «тук-тук» бывает, а уж маленьким куда больно достаётся.
У них длинные носы и тоненькие ножки:
В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шептали между собою: «тук-тук-тук! тук-тук-тук! поднимай! задевай! тук-тук-тук!»
Из описания молоточков понятно, что они злые, имеют важный вид. Колокольчики им подчиняются. Сами они, в свою очередь, подчиняются надзирателю, который почти не двигается, а переворачивается с одного бока на другой:
Смотрит: он в самом деле лежит на диване в халате и с боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у него шпильки, крючочки – видимо-невидимо; только что попадётся ему молоток, он его крючком сперва зацепит, потом спустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику.
Надзиратель постоянно произносит «шуры-муры»:
– Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит?
Из описания надзирателя понятно, что он очень ленивый и неповоротливый.
Надзирателя толкает царевна Пружинка, постоянно произносящая своё «зиц-зиц-зиц» и находящаяся в центре табакерки:
Смотрит – золотой шатёр с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает.
Из описания понятно, что она тут главная. Именно царевна Пружинка запускает механизм, благодаря которому играет мелодия в табакерке.
Номер 6.
Обсудите с другом, зачем В. Ф. Одоевский создал своё произведение. Что автор хотел сказать читателям?
Ответ:
Обсудив, мы пришли к выводу, что В. Ф. Одоевский преследовал несколько целей при создании своего произведения «Городок в табакерке».
Так, с его помощью он рассказывает читателям, как работает музыкальная шкатулка, как в ней всё взаимосвязано. Мы узнаём, что каждая деталь устройства нужна и несёт определённую функцию. Даже самый маленький винтик очень важен, чтобы шкатулка работала, и звучала гармоничная музыка. Кроме того, своим произведением автор развивает у читателей интерес к точным наукам. Наконец, читая произведение В. Ф. Одоевского мы приходим к выводу, что всё и все в нашей жизни имеют какое-то предназначение.
Номер 7.
Составь два плана произведения: для краткого и подробного пересказа. Запиши их в «Рабочую тетрадь». В чём будет особенность каждого плана?
Ответ:
Составим два плана произведения: для краткого и подробного пересказа. Запишем их в «Рабочую тетрадь».
В кратком плане я не буду давать подробное описание городка Динь-Динь, речи и внешнего облика героев жителей городка, детальное описание происходящих в произведении событий. В нём будет небольшое количество заголовков частей текста.
В подробном плане, наоборот, я буду всё подробно описывать, включу больше заголовков.
План для краткого пересказа:
1. Какая прекрасная табакерка!
2. Мишин сон.
3. Пробуждение.
План для подробного пересказа:
1. Какая прекрасная табакерка!
2. Откуда музыка?
3. Описание табакерки.
4. Отчего звенят колокольчики?
5. Мальчики-колокольчики.
6. Дядьки-молоточки.
7. Надзиратель.
8. Царевна Пружинка.
9. Всё умолкло.
10. Пробуждение.
Номер 8.
Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.
Ответ:
Однажды папенька принёс домой красивую табакерку из черепахи и поставил её на стол. Какая она была красивая! На ней были золотые домики, башенки, деревья и золотое солнышко с розовыми ручьями. Изнутри играла чудесная музыка. Сначала я долго не мог понять, откуда она исходит! А когда понял, что она играет из табакерки, мне непременно захотелось узнать, как в ней всё устроено: откуда берутся колокольчики, молоточки и валик. Папенька сказал, чтобы я сам обо всём догадался.
Когда он ушёл из комнаты, я ещё долго-долго смотрел на неё, и музыка становилась всё тише и тише.
И вдруг я увидел небольшого мальчика-колокольчика. Это был житель этого городка. Он взял меня за руку и повёл за собой. Перед нами отрывались своды, через которые мы легко проходили. Наконец, мы попали в городок. Там было много колокольчиков, все они были разные по росту, и звенели они тоже по-разному. Они были добрые и весёлые. Колокольчики всё время динькали. Но потом я узнал, что им не так уж тут весело. Их тукали дядьки-молоточки. Они были злые, с длинными носами и тоненькими ножками. Сами они подчинялись надзирателю, который лежал в халате на диване, почти не двигался, а только переворачивался и постоянно произносил «шуры-муры»:
Надзирателя толкала царевна Пружинка. Она постоянно произносила «зиц-зиц-зиц» и находилась в центре табакерки под золотым шатром. Она сворачивалась и разворачивалась, как змейка, и беспрестанно толкала надзирателя в бок. Пружинка рассказала мне, что она тут главная. Именно она запускает механизм, благодаря которому играет мелодия в табакерке: она заставляет Валик вертеться, тот цепляется за молоточки, они стучат по колокольчикам, те звенят, и получается музыка.
Я решил проверить, правду ли говорит царевна Пружинка. Тогда я наклонился и прижал её пальчиком. И музыка замолкла! После этого я вспомнил папины слова и … проснулся!
Номер 9.
Знаешь ли ты фольклорные сказки, в которых описываются научные изобретения, техника?
Ответ:
Во многих фольклорных сказках описываются научные изобретения и техника:
1. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – описание волшебного зеркальца (прообраз современного смартфона, планшета).
2. «По щучьему веленью» – описание печи, которая сама передвигается (прообраз современного автомобиля).
3. «Летучий корабль» – описание летающего аппарата (прообраз современного самолёта, вертолёта, космического корабля).
4. «Гуси-лебеди» – описание печи, которая самостоятельно выпекает пирожки (прообраз современной хлебопечки).
Номер 10.
Помнишь ли ты сказку, в которой используется художественный приём «сновидение»?
Ответ:Художественный приём «сновидение» использует А. С. Пушкин в своём произведении «Сказка о золотом петушке» (сон царя Додона).
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.