Литературное чтение 4 класс учебник Александрова, Кузнецова ответы – страница 78

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Александрова О. М., Кузнецова М. И., Романова В. Ю.
  • Часть: без частей
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Учебник Александрова. Литературное чтение 4 класс страница 78. 2023 год.

Номер 1.

Что такое СКДР? Найди в тексте объяснение. Как по-другому называют СКДР? Кто такой скадермен?

Ответ:

   Из текста произведения В. П. Крапивина «Голубятня в Орехове» мы узнаём о том, что такое СКДР, как по-другому его называют:
   – Эс-Ка-Дэ-Эр-девять, – полушёпотом прочитал он. – Суперкрейсер дальней разведки...
   – Совершенно верно, – сказал Яр. – Суперкрейсер дальней разведки. Сокращённо – «эскадер». В просторечии – «скадер».

   Скадермен – тот, кто управляет СКДР.

Номер 2.

Чем занимается Яр? Что он ищет в космосе?

Ответ:

   Из текста произведения В. П. Крапивина «Голубятня в Орехове» мы узнаём о том, чем занимается Яр. Он путешествует на крейсере вне привычных измерений и понятий:
   ...Часы молчания, когда крейсер повисал вне привычных измерений и понятий, когда он по земным представлениям просто не существовал, и ничего, абсолютно ничего не могло случиться, Ярослав любил.
   Совершая полёты в космическом пространстве, Яр ищет цивилизации, с которыми можно было общаться:
   Вероятность найти цивилизацию, с которой можно общаться, равна ноль целых, ноль, ноль, ноль, ноль...

Номер 3.

О чём Яр думает, что вспоминает, когда остаётся один в кабине крейсера? Найди в тексте и прочитай. Как ты думаешь, почему он вспоминает именно это?

Ответ:

   В произведении В. П. Крапивина «Голубятня в Орехове» мы читаем о том, как Яр, оставаясь один, часто вспоминает родной двор, вечера, игры, друзей и маму:
   И, оставаясь один, Ярослав теперь вспоминал не Леду, не Чёрные Кристаллы, не метановые вихри Меркатора и не стада песчаных кротов на АЦ-1. Он вспоминал двор на улице Огарёва. Юрку вспоминал, Славика, игру в лунки, синие вечера с костром на лужайке за стадионом и бумажные самолёты, которые пускали с голубятни. И очень часто – маму.
   Вдали от родных мест и близких эти воспоминания особенно дороги мальчику – там всегда весело и хорошо.

Номер 4.

Перечитай ту часть текста, в которой мы впервые видим Игнатика глазами Яра. На какие детали обращает внимание Яр? Почему?

Ответ:

   В произведении В. П. Крапивина «Голубятня в Орехове» мы находим эпизод, в котором Яр впервые видит Игнатика:
   ...Яр оглянулся. Посреди рубки стоял мальчик.
   При встрече Яр обращает внимание на царапину на носу, дырку на плече, мятые брюки, на подвёрнутую штанину, прилипшие пушинки с цветущего тополя:
   Мальчик лет одиннадцати, белобрысенький такой, с немного оттопыренными ушами, с царапиной на вздёрнутом носу. В сетчатой безрукавке с большой дыркой на плече, в мятых серых брюках с «пузырями» на коленях. Правая штанина подвёрнута, будто он только что ехал на велосипеде. К пыльным вельветовым полуботинкам пристали пушинки – видимо, от цветущего тополя...
   Обращая внимание на перечисленные детали, Яр видел в Игнатике себя и своих друзей: как они катались на велосипеде, забирались на деревья, нечаянно рвали себе одежду, получали царапины:
   Мальчишка был удивительно знакомый. Нет, Яр не знал его имени и раньше никогда не видел. Но такими были приятели в его детстве. Таким, видимо, был когда-то он сам.

Номер 5.

Почему скадермен Яр не мог поверить, что мальчик, появившийся в скадере, не призрак?

Ответ:

   В произведении В. П. Крапивина «Голубятня в Орехове» нам повествуется о том, как скадермен Яр не верит в настоящее существование Игнатика, а думает, что он признак.
   Так, сначала Яр уверен в том, что рука мальчика состоит из воздуха:
   Он не мог её перехватить. Рука должна была оказаться из воздуха. Или из чего там у призраков? Но она, по-мальчишески тонкая, твёрдая, тёплая, оказалась настоящей. Когда Яр испуганно разжал хватку, на загорелой коже остались белые пятнышки от пальцев. Мальчик удивлённо морщился.
   Узнав от Игнатика, что тот приехал сюда на велосипеде, Яр очень удивляется, так как уверен в том, что крейсер висит в субпространстве:
   – М-да... – медленно сказал Яр. – Видишь ли, я убеждён в другом. Я уверен, что он висит в субпространстве, которое даже не совсем пространство и про которое учёные до сих пор спорят, что же это такое. И в которое трудно приехать на велосипеде хотя бы потому, что...

Номер 6.

Дополни предложение: «То, что для Яра субпространство, для Игнатика – ...».

Ответ:

   Дополним предложение. «То, что для Яра субпространство, для Игнатика – поляна». Эту мысль подтверждают следующие строки произведения:
   – Я? Ну... я сперва поехал к Данке, чтобы спросить про цирк. А потом сюда, на поляну. Думаю: наверно, пора заглянуть. – Он почему-то вздохнул. – Велосипед у забора поставил, а сам сюда, по лесенке. Вот...

Номер 7.

В книге ребята говорят, что это они придумали Яра. Какие реплики Яра и Игнатика позволяют читателю думать, что Яр не выдумка?

Ответ:

   В произведении В. П. Крапивина «Голубятня в Орехове» мы читаем о том, что ребята сами придумали Яра. Но некоторые реплики Яра и Игнатика говорят об обратном.
   Во-первых, Яр хорошо помнит маму, своих друзей и игры. Мальчик прекрасно помнит двор на улице Огарёва:
   И, оставаясь один, Ярослав теперь вспоминал не Леду, не Чёрные Кристаллы, не метановые вихри Меркатора и не стада песчаных кротов на АЦ-1. Он вспоминал двор на улице Огарёва. Юрку вспоминал, Славика, игру в лунки, синие вечера с костром на лужайке за стадионом и бумажные самолёты, которые пускали с голубятни. И очень часто – маму.
   Во-вторых, Яр считает, что находится в том космическом пространстве, которое до сих пор до конца не изучено:
   – М-да... – медленно сказал Яр. – Видишь ли, я убеждён в другом. Я уверен, что он висит в субпространстве, которое даже не совсем пространство и про которое учёные до сих пор спорят, что же это такое. И в которое трудно приехать на велосипеде хотя бы потому, что...
   Наконец, прощаясь, Игнатик уже и сам понимает, что Яр существует и хочет вновь с ним встретиться в будущем:
   Игнатик сказал торопливо и жалобно:
   – Но главное же не это. Главное, что ты есть. И ты ведь будешь к нам приходить. Да?

Номер 8.

Подготовьте чтение отрывков из текста по ролям. Ответьте на вопросы.


  1. Начало отрывка: «Яр с ребятами спустился к очагу», конец: «Огонь опять с треском разгорелся в очаге. Но теперь он не радовал».
    Что дети знают о нашествии? Что остаётся для них непонятным, необъяснимым?
  2. Начало отрывка «Глядя на пламя, Алька пробормотал…», конец: «Будем устраиваться на ночь».
    Перечитай предложения: «Это был долг скадермена Родина. Это было желание Яра – пятого человека в маленькой компании заговорщиков…». Противопоставлены ли выделенные сочетания слов по смыслу? Объясни, что они означают.

Для удобства слова автора выделены жирным шрифтом.

Ответ:

1. Чтение отрывка по ролям.

   Яр с ребятами спустился к очагу. Все молча сели на прежние места. Чита кинул на угли обломки досок. Медленно разгорелся огонь. Только тогда Яр спросил:
   – Что такое нашествие?
   – Разве ты не знаешь? – со слезами отозвалась Данка.
   – Это туча, – сказал Алька.
   – Что за туча? Гроза? Тайфун? Или пепел от вулкана? Что?
   – Говорят, она живая, – прошептал Игнатик. – И всех убивает. – Он опять сидел рядом с Яром. И каждой клеточкой, каждым нервом Яр ощутил, как Игнатик боится.
   – Это как нападение врага, – сумрачно объяснил Чита. – Она всё сжигает молниями или превращает в крошки и шлак...
   Яр больше не решился приставать с расспросами. Ребята и так были перепуганы.
   Чита, видимо, догадался, что Яру по-прежнему ничего не ясно.

   – Что это за тучи, никто не знает, – сказал Чита. – И откуда они берутся, толком не известно. А мы тем более не знаем. Последний раз нашествие случилось, когда нас на свете не было...
   – И долго длится нашествие? – спросил Яр.
   – Говорят, недолго, – ответил Чита. – Как гроза… Только после этого целые сутки нельзя высовываться из убежища, потому что остаётся электричество. Между домами молнии проскакивают... И ещё рассказывают, что часть тучи оседает и живёт...
   – Как это?
   – Не знаю... А нам придётся здесь до завтрашнего вечера отсиживаться.
   ...Огонь опять с треском разгорелся в очаге. Но теперь он не радовал.

1. После чтения по ролям ответим на вопросы.

   Прочитав диалог, мы видим, что дети знают о наличии надвигающейся тучи, но откуда она берётся, они не могут сказать.

2. Чтение отрывка по ролям

   Глядя на пламя, Алька пробормотал:
   – Там, наверно, дома горят...
   Игнатик прошептал:
   – Яр, не сердись. Я ведь не нарочно.
   – За что мне сердиться, Тик?
   – Если голубятня сгорит... Я тогда не знаю, как ты обратно...
   – Обратно – это потом, – сказал Яр. – Там посмотрим.
   Он был почти спокоен. Скадермен Ярослав Родин попал на незнакомую планету и оказался в чрезвычайных обстоятельствах. Скадермену Родину было не впервой попадать в такие обстоятельства. Взять хотя бы случай, когда вездеход заглох в песчаных горах АЦ-1. Шансов на возвращение тогда было не больше, чем сейчас.
   Оказавшись в чрезвычайных обстоятельствах, член экипажа СКДР должен данные обстоятельства взвесить, поставить перед собой чёткую задачу и всеми средствами стремиться эту задачу решить.
   Задача была: обеспечить безопасность четырёх несовершеннолетних граждан Планеты, с которыми скадермена Родина свели судьба или случай. Это был долг скадермена Родина. Это было желание Яра – пятого человека в маленькой компании заговорщиков, запертых в старой крепости. Яр прогнал воспоминание об уютной рубке скадера и деловито сказал:

   – Будем устраиваться на ночь.

2. После чтения по ролям ответим на вопросы.

   Прочитав отрывок, мы видим, что Яр должен обеспечить безопасность четырёх граждан Планеты. Его желание было таким же. Сочетания слов не противопоставлены.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.