Литературное чтение 4 класс учебник Александрова, Кузнецова ответы – страница 60

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Александрова О. М., Кузнецова М. И., Романова В. Ю.
  • Часть: без частей
  • Год: 2023.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Учебник Александрова. Литературное чтение 4 класс страница 60. 2023 год.

Номер 1.

Как война изменила повседневную жизнь детей в блокадном Ленинграде? Как дети помогали взрослым защищать город? Подтверди свои ответы, используя прочитанный текст.

Ответ:

   В произведении Е. Н. Верейской «Три девочки» в главе «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» мы узнаём о том, как война меняет повседневную жизнь детей в блокадном Ленинграде.
   В тяжёлые военные годы дети очень быстро становятся взрослыми. Ещё вчера они играют во дворе города, ходят в кино, театры, школы и детские сады, а уже сегодня они, как взрослые, тушат пожар чулками с песком и помогают раненым, сами присматривают за малышами.
   Так и происходит с главными героинями произведения. Наташа вступает в пожарное звено дома, а Катя и Люся работают в санитарном звене:
   Как только ты, папа, улетел на фронт, я вступила в пожарное звено нашего дома. Сейчас все ребята, оставшиеся тут, как умеют, помогают защищать город. Нас научили всему, что нужно. Мы собрали по всему дому очень много старых чулок, набили их песком, зашили и сложили в кучу на чердаке. Мы перетаскали на чердак целые горы песку, чтобы тушить зажигательные бомбы. А Катя и Люся – в санитарном звене. У них в нашем подвале, где бомбоубежище, медпункт.
   Еще вчера они шалят и играют, а сегодня работают наравне с врачами и санитарами:
   Ребята-санитары первую помощь оказывают вместе с сестрой и врачом. Какая Люся была шалунья и лентяйка, а теперь как работает!..
   Их детские сердца вмиг взрослеют, видя, как ежедневно умирают люди:
   Ой, папа, сколько я её вижу теперь! Я не могу забыть одного ребёночка, который погиб на пожаре. И на улице часто видишь, как человек падает и умирает.
   В трудное время дети постарше, как взрослые, следят за младшими:
   Наташа повернулась со спины на бок, протянула руку и пощупала, не раскрылся ли Тотик. Нет, ничего, укутан хорошо.
   И рассуждают они тоже по-взрослому:
   Но только ты, пожалуйста, не подумай, что мы унываем, падаем духом. Нет, ты знай: мы выдержим! Всё выдержим, – ведь мы знаем: вы не отдадите наш город этим проклятым фашистам.

Номер 2.

Наташе кажется, что за эти месяцы она стала совсем взрослой. Как ты думаешь, это действительно так? Подтверди свой ответ, опираясь на текст.

Ответ:

   Читая главу «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» из произведения Е. Н. Верейской «Три девочки», мы убеждаемся в том, что его героиня за эти месяцы стала совсем взрослой.
   Так, Наташа вступает в пожарное звено дома:
   Как только ты, папа, улетел на фронт, я вступила в пожарное звено нашего дома.
   Она видит, как ежедневно умирают люди:
   Ой, папа, сколько я её вижу теперь! Я не могу забыть одного ребёночка, который погиб на пожаре. И на улице часто видишь, как человек падает и умирает.
   Главной героине, как взрослой, нужно заботиться о младших:
   Наташа повернулась со спины на бок, протянула руку и пощупала, не раскрылся ли Тотик. Нет, ничего, укутан хорошо.
   И рассуждает она тоже по-взрослому:
   Но только ты, пожалуйста, не подумай, что мы унываем, падаем духом. Нет, ты знай: мы выдержим! Всё выдержим, – ведь мы знаем: вы не отдадите наш город этим проклятым фашистам.
   Её решение сжечь грустное письмо и написать новое со словами поддержки указывает нам на взрослый и умный поступок:
   – Нет! Нельзя, чтобы он получил такое письмо! Ему и без того нелегко там, на фронте... Он, конечно, так волнуется за них... А она... вместо того, чтобы успокоить, подбодрить... Нет, нет! Нельзя!..

Номер 3.

Расскажи, что случилось во время бомбёжки с Наташей и Колей. Какие черты характера ребят проявились в этой ситуации?

Ответ:

   В главе «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» из произведения Е. Н. Верейской «Три девочки» нам повествуется о том, как однажды дом, где жили дети, попал под бомбёжку.
   Это случилось вечером, когда все уже ложились спать. Наташина мама, завернув Тотика, быстро прячется в бомбоубежище, а Наташа – на чердак:
   Я только успела сказать: «Вот видишь!» – как раздался ужасный грохот, и весь наш дом качнуло так, что я еле удержалась на ногах и схватилась руками за стенку, а вода из кадки выплеснулась и прямо мне на ноги.
   После удара Наташа сразу бросается тушить бомбы чулками с песком:
   Я бросилась к куче чулок, схватила сколько могла, подбежала к одной бомбе и давай забрасывать её этими мешками. Чулки вспыхнули и сразу обгорели, а песок рассыпался и потушил бомбу. Тогда я бросилась к другой и тоже забросала её чулками с песком.
   Во время удара Коля ударяется спиной о железную балку:
   А тут Коля и говорит, голос слабый: «Ничего, я жив, я только ударился спиной об железную балку. Помоги мне встать».
   Найдя Колю, Наташа с ребятами тут же помогают ему добраться до медпункта:
   Подошла снова к Коле, а около него уже ребята возятся, поднимают. Снесли мы его вниз, в медпункт. Там уже несколько человек раненых и обожжённых.
   Читая произведение, мы понимаем, что такие черты характера, как сообразительность, мужество, преданность и решительность, проявились в этой ситуации.
   Так, по звуку мотора Наташа понимает, что летит вражеский самолёт, проявляя сообразительность:
   У наших – ровное и чёткое гудение, а фашистский как-то ужасно противно и назойливо завывает.
   Она не может бежать с места удара, бросив Колю, проявляя преданность:
   Я ужасно перепугалась, кричу: «Коля! Коля!» – и вдруг слышу, он стонет где-то на полу. Я присела на корточки, шарю руками где он, а на крыше над нами бегают, что-то кричат. Я думаю: это в наш дом попало и сейчас всё обрушится. Вскочила было – бежать! Но сейчас же спохватилась: а Коля? Не бросать же его.
   Поняв, что медлить нельзя, она быстро принимает решение тушить бомбы при помощи подготовленных чулок с песком, что говорит о мужестве и решительности девочки.

Номер 4.

Во что верили жители блокадного Ленинграда, на что надеялись?

Ответ:

   В главе «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» из произведения Е. Н. Верейской «Три девочки» мы узнаём, что жители блокадного Ленинграда надеялись, что очень скоро наступит Победа, все они дождутся своих мужей и отцов с передовой, кончится голод и холод, и их жизнь снова будет спокойной и счастливой.

Номер 5.

Почему девочка решила сжечь своё письмо и написать папе ещё раз – «правду, только по-другому»? Как ты думаешь, о чём она не будет писать?

Ответ:

   В главе «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» из произведения Е. Н. Верейской «Три девочки» нам повествуется о том, как Наташа пишет письмо своему отцу о её жизни во время блокады Ленинграда.
   Написав письмо, девочка сжигает его:
   – Нет! Нельзя, чтобы он получил такое письмо! Ему и без того нелегко там, на фронте... Он, конечно, так волнуется за них... А она... вместо того, чтобы успокоить, подбодрить... Нет, нет! Нельзя!..
   Наташа поспешно выскочила из-под одеяла, надела валенки, достала из ящика своё письмо и, не разворачивая, сунула его в «буржуйку». Дрова догорели, печурка была полна крупных красных углей. Кончики бумаги закрутились, задымились, и вдруг всё письмо вспыхнуло ярким пламенем.

   Её решение сжечь грустное письмо и написать новое со словами поддержки указывает нам на взрослый и умный поступок. Она прекрасно понимает, что, написав отцу о бомбах, раненых, голоде и холоде, она только сделает хуже. Поднять боевой дух, вселить надежду на встречу с близкими, на приближение долгожданной Победы – именно эти слова сейчас нужны отцу.

Номер 6.

Поясни смысл предложения: «И они понимающе улыбнулись друг другу»

Ответ:

   В самом конце главы «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» из произведения Е. Н. Верейской «Три девочки», когда мама предлагает дочери написать письмо о чём-нибудь хорошем, мы читаем следующую фразу:
   Наташа подняла голову и посмотрела на мать.
   – Я так и пишу, мамочка, – сказала она. И они понимающе улыбнулись друг другу...

   Они обе не хотят огорчать отца и писать о бомбах, раненых, голоде и холоде. Поднять боевой дух, вселить надежду на встречу с близкими, на приближение долгожданной Победы – именно эти слова сейчас нужны отцу. Именно об этом подумали мать и дочь, посмотрев друг на друга.

Номер 7.

У каждого человека свои воспоминания о детстве: радостные и печальные, волнующие, незабываемые...
Как ты думаешь, считали ли герои прочитанных тобой произведений своё детство счастливым? Что помогало им, таким разным, живущим по-разному и в разные времена, преодолевать жизненные трудности, с надеждой смотреть в будущее?

Ответ:

   Прочитав произведения из раздела «Я и моя семья», мы видим, что у всех героев произведений было разное детство. Счастливое детство главной героини, наполненное заботой со стороны бабушки и дедушки, в Петербурге из произведения К. В. Лукашевич «Моё милое детство», тихое детство Михаила в своём мире в селе под Липецком, который полностью отличается от жизни в городе, из произведения М. В. Водопьянова «Полярный лётчик» и тяжёлое детство в голодное военное время в Ленинграде Наташи из книги Е. Н. Верейской «Три девочки».
   Но, несмотря на разное время и разные условия, каждый из них мог назвать себя счастливым. Любовь, забота близких, надежда на встречу с ними помогали преодолевать жизненные трудности и с надеждой смотреть в будущее.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

С подпиской рекламы не будет

Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.